Home » Мақалалар » Образование как вектор модернизации общественного сознания

Образование как вектор модернизации общественного сознания

В условиях Третьей модернизации Казахстана обновление содержания образования, безусловно, имеет первостепенное значение и приобретает смысл интеграции в мировую систему образования с верно определенным вектором и качеством вхождения. В этой связи статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» позволяет уточнить цели и задачи, направления и обновления национальной системы образования в едином курсе навстречу будущему.

В модернизации общественного сознания, опережающей политическую и экономическую, образованию принадлежит фундаментальная роль. Не случайно свою книгу «Казахстанский путь» (2006 г.) Глава государства завершает послесловием с его главным действующим лицом – конкурентоспособной системой образования. Вот и сейчас Н.А. Назарбаев пишет о культе образования: «будущее творится в учебных аудиториях», «образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем», «если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».

Для нас, педагогов, важно понимать, что целью обновленного образования становится подготовка человека к жизни в современных условиях изменчивости и нестабильности окружающего мира на основе освоенных практических способов деятельности по преобразованию действительности. Поэтому в обновленном содержании образования, начиная с 1-го класса, так много исследовательской, опытно-экспериментальной и рефлексивной деятельности школьников.

Вместе с тем, процесс нового образования, востребованного в глобаль­ном мире и разрабатываемого для условий Казахстана с его историческим масштабом свершений Независимости, предусматривает не только передачу обучающимся ценностно-нейтральной информации об обществе. Сердцевиной современного образования становится формирование у дошколят, школьников, студентов уважения к своей стране, ее прошлому, чувство действенного патриотизма. Фокус такого образования направлен на воспитание глубокого самоощущения истории и культуры малой родины и большого Казахстана, его культурно-географического пояса святынь. Это становится возможным, когда в процессе познания обучающийся выступает не только как субъект узконаправленной учебной деятельности, но и как субъект культуры, эпохи, языка, осознавая ценность «Я» через причастность к ним. В этом случае обучающийся не будет судить о мире «из окон своих домов», а, напротив, в силу открытости сознания «изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни: быт, отдых, жилище, способы человеческого общения».

Такое образование способствует становлению мировоззренческой позиции обучающегося, на основе которой формируется его жизненное самосознание и, как следствие, гражданская идентичность на всех этапах образования. Немаловажно и то, что гражданская идентичность предполагает не только личностную, но и социальную идентичность. В этой связи нам необходимо содействовать развитию таких качеств идентичности, как конкурентоспособность, прагматизм, культ знания, открытость сознания. В педагогической работе следует понимать и другое: национальная идентичность является базовой по отношению к другим идентичностям. Со­хранение национальной идентичности, как сохранение единства в многообра­зии, позволит укрепить толерантность и мир в многонациональном Казахстане. Поэтому так принципиально, чтобы мы научились жить и работать по требованиям и ценностям меритократического общества, «где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам».

Безусловно, до такой высоты современного образования следует поднимать не только обучающихся, но, прежде всего, самих учителей. В Национальной системе повышения квалификации «Өрлеу» предусмотрен комплекс форм и средств для развития нового педагогического мышления: курсы повышения квалификации нового формата (по обновленному содер­жанию образования, эффективному обучению, лидерству, предметно-языковые), цифровые образовательные контенты системы Smart-обучения и другие ресурсы, уникальные конкурсы профессионального мастерства («Методист года», «Психолог года» и др.), самые разнообразные сетевые сообщества и диалоговые площадки, интерактивные обсуждения ценностей и приоритетов в образовании (Республиканские педагогические чтения, конференции разного уровня), научные периодические издания и сайты. Все 17 филиалов НЦПК «Өрлеу», реализуя единую политику качества, создают общеказахстанское учебно-информационное и научно-методическое образовательное пространство для непрекращающегося самообразования, актуального саморазвития и самореализации педагогов. При этом следует отметить открытость каждого из филиалов для других образовательных партнеров, общественных объединений, государственных органов, что находит отражение в системе внешнего контроля, разработанной каждым из филиалов с учетом региональных особенностей.

Личностно-ориентированное взаимодействие учителей, деятельностные формы повышения их квалификации, ценности профессионально-педагогического развития позволяют модернизировать сознание педагогического сообщества. Это важно для всеохватывающего качественного образования граждан нашей страны, так как именно образование – это инструмент достижения экономических, политических и культурных целей Третьей модернизации Казахстана, и в проекте «100 новых лиц Казахстана» свое место должны занять педагоги нового поколения.

 

Алма МУРЗАЛИНОВА,

директор филиала

АО «НЦПК Өрлеу» ИПК ПР

по Северо-Казахстанской области»,

доктор педагогических наук,

профессор

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.