Со второй половины прошлого года более 700 педагогов области прошли обучение на курсах повышения квалификации по обновленной Программе содержания образования по предмету «Русский язык» в школах с казахским и русским языком обучения.
По 4 недели учителя осваивали принципы усовершенствованной Программы, ее структуру, цели, задачи, результаты, особенности планирования и осуществления эффективного обучения по предмету «Русский язык». На протяжении курса поощрялась активная деятельность учителей, шла опора и обмен опытом.
Обучение на курсах совсем не проходило в виде лекций и представления теоретической части, как было раньше, а непосредственно, через моделирование различных мероприятий и подходов, которые можно использовать на уроках (например, активное чтение, написание основ, и другие). Многие из подходов активного обучения (например, дискуссии, ролевые игры) можно применить к преподаванию нескольких предметов. И еще одна особенность обновленной Программы – ученикам предоставляется возможность обсудить применение своих знаний за рамками одной конкретной темы и создание условий для повышения мотивации. Потому что, когда обучающиеся сами по себе мотивированы, они управляют собственным обучением, и это позволяет повысить эффективность преподавания в несколько раз. Весь процесс обучения проходит в приятной, доброжелательной и продуктивной атмосфере учебного курса, как для тренера, так и для учителей. После обучения на курсах мы, тренера проводили посткурсовую поддержку педагогам – в виде семинаров, консультаций, встреч, посещений уроков, и т.д. И всегда на таких встречах мы беседуем с учителями, о том, как идет процесс внедрения, что получается, над чем еще надо поработать…
И вот что ответили выпускники курсов по поводу своего обучения и уже работы в школе по внедрению:
— …работы конечно не убавилось, но эта работа поможет нашим детям стать более успешными в жизни. Уже сейчас, после завершения курсов я могу применять различные стратегии к целям обучения. Поняла, в чем особенность среднесрочки, и что каждый урок должен идти от простого к сложному, и при подготовки к уроку надо более тщательно продумывать каждое задание, потому все должно быть в итоге соотнесено с целью обучения. Сейчас, когда мы уже завершаем учебный год уже в рамках обновленной Программы, мне приходится многое пересматривать в своей обычной практике преподавания, но главное – это то, что эта Программа заставляет нас самих работать по — новому… Асель.
— …после 4-х недель учебы на курсах мне было очень жалко расставаться с нашей замечательной группой и тренером. Но вот уже и почти завершился учебный год. Мои выводы? Увидела воочию, что можно за короткий срок сплотить группу как одно целое. Жаль, что в наших школах нет такой коллаборации… Потому что мы, например, после этих курсов до сих общаемся. У нашей группы есть общий форум в агенте, общая электронная почта. Многие вопросы мы обсуждаем на этом форуме – в сентябре у нас шло совместное составление планов к урокам, т.е. мы обсуждали на форуме основные моменты планирования, затем просто распредели, кто за какой квартал и за какой класс пишет. Затем друг друга препроверяли. Под новый год мы так же совместно работали уже над составлением суммативных заданий, и, опять же, в форуме обсуждали, кто как проводил эти задания. Кроме того, ездили друг другу в школу, посещали уроки друг друга. Так оказывается, намного эффективнее работать! Жаль, что, например, в нашей школе нет такой общей согласованной работы. Зато те учителя, которые прошли курсы по обновленной программе по другим предметам (у нас в школе 12 человек прошли курсы по обновленной Программе – это учителя казахского языка, русского языка, английского языка, началки) – мы в школе создали сообщество учителей обновленного образования, и теперь мы вместе собираемся, обсуждаем важные вопросы, и вообще мы стали сплочённой группой. Работая по обновленной программе, я многое взяла для себя, много открытий сделала, несмотря на то, что я проходила трехмесячные курсы. Теперь я точно знаю: как преподавать уроки эффективно; как организовать групповую работу; отличить цели урока от цели обучения, несмотря на то, что они взаимосвязаны и из одного вытекает другое; о системе критериального оценивания, последовательности преподавания и их подходы; в чем суть коммуникативного подхода и какие стратегии при этом можно использовать, и еще много-много чего… Гульмира.
— В преддверии завершения учебного года я попыталась проанализировать все то, что я получила на этих курсах, и то, как сама смогла работать уже в рамках обновленной программы в начальной школе. Главное – это что мы пересмотрели методику преподавания языка во взаимосвязи с целями обучения и оцениванием. В этом учебном году по обновленной программе я работала только в двух первых классах, но во всех остальных классах (у меня еще 4 класса в 3-4 и в 5 классах), я уже с удовольствием применяла на своих уроках различные стратегии обучения на этапах слушания, говорения, чтения и письма. Естественный подход обучения, коммуникативный метод обучения, метод физического реагирования, конструктивистский подход в преподавании и обучении. Однако для успешного преподавания по обновленной Программе мне еще нужно многое понять и многому научиться, потому что сложно было в первых классах, где дети маленькие, и, вместе с ними я осваивала все. И вот теперь в этом году у меня будут 5 классы… Нам необходимы еще семинары, необходима организация дискуссионных площадок, встречи и обсуждения хода преподавания по обновленке уже в среднем звене. И, конечно, необходима кропотливая работа по самосовершенствованию и саморазвитию в рамках обучения по- новому. Сауле.
— …После завершения курсов, когда уже начала вести уроки, мне было вначале трудно и многое не понятно, и главное – стоял вопрос – как все это использовать на практике, казалось это невозможно, с нашим контингентом учеников и нашими условиями в школах, особенно, когда книги запаздывали, тетрадей не хватало. Но постепенно я начала вникать во все это и, поняла, что решение есть всегда, из любой ситуации можно выйти победителем, если использовать все это с умом. В этом мне помогают мои коллеги по школе, по сетевому сообществу, и, конечно, наш тренер. Зухра.
Постскриптум. Ну, что ж, начало положено, а в следующем году уже приступит и среднее звено. Пока в этом году по этой программе учились только первоклассники, и учителя только получили первый опыт работы в рамках обновленной программы, и, каков будет полноценный результат – покажет время… А мы, тренера, конечно будем оказывать всяческую помощь в этом и поддержку! Как говорится в афоризме «Дорогу осилит идущий»…
Хайрушева Жанар Сакыповна,
тренер курсов повышения квалификации по 3 (базовому) уровню и курсов
по обновленной Программе предмета «Русский язык и литература»,
Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
Институт повышения квалификации по Жамбылской области, г. Тараз