Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровье сбережения.
Социальные перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на когнитивной теории Д. Брунера и предполагает спиральную модель обучения.
При спиральной модели обучения повторное рассмотрение материала, которое будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, даст большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.
С 2016-2017 учебного года во всех школах страны первоклассники сели за парты, обучаясь по обновленной программе. Еще одно новшество, введенное в данный период, — изучение русского языка в 1 классе в школах с нерусским языком обучения. Занятия по русскому языку проходят через активные формы обучения, в ходе которых учащиеся самостоятельно развивают функциональную грамотность, активно «добывают» знания, развивают коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходят к решению проблем. Перед педагогами стоит главная задача: привить учащимся
основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.
Естественно, любое новое дело всегда трудно принять и начать. Но педагог он на то и педагог, чтобы быть мобильным, гибким, активным педагогом-новатором, который сможет усвоить обновленную программу образования.
По программам обновления содержания образования в филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» было обучено 228 учителей русского языка. Перестраиваясь, педагоги глубоко изучают предоставленный материал, принимают введенные новшества, внедряют в учебный процесс полученные знания.
После курсов повышения квалификации тренеры оказывают посткурсовую поддержку в виде консультаций, посещений уроков. На сайте филиала работает сетевое сообщество учителей русского языка, прошедших курсы по обновленной программе. В сообществе педагоги обсуждают актуальные вопросы, получают компетентные ответы.
Изменилась и система оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Критериальное оценивание должно соответствовать следующим принципам:
1. Валидности
2. Систематичности
3. Последовательности
4. Объективности
5. Прозрачности
6. Рекомендованности
7. Достоверности.
Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание). Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти. Результаты обучения в школе детей потребуют от педагогов всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом.
Таким образом, современный учитель – это, прежде всего, профессионал, компетентный педагог, умеющий организовать процесс обучения. Это увлеченная, инициативная личность, умеющая заинтересовать и поддерживать интерес к предмету на протяжении всего процесса обучения. Это творческий человек, заинтересованный в обогащении своих учеников не только знаниями, умениями и навыками, но и в их умственном, психическом развитии, развитии их способностей. Талантливый учитель сможет создать лучшие условия для развития образовательного и творческого потенциала детей.
Туякова М.Т.
Кафедра ППСОП
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области»