Ажигулова Майя Салауатовна
Тренер, руководитель центра уровневых программ
филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК
педагогических работников по Атырауской области
Модернизация системы образования, которая проводится сегодня в нашей стране, связана прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Сама жизнь показывает, что возможности авторитарной школы с жесткой дисциплиной, с имитацией гуманистических отношений учителя и ученика, с хорошо обработанной методикой давления и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени. Опросы среди слушателей курсов повышения квалификации учителей в рамках обновления содержания среднего образования показывают, что учителя осознают необходимость методики обновленного содержания. Ими приводятся следующие аргументы:
— возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;
— широкая возможность для развития речи учащихся и расширения кругозора;
— развивается умственная деятельность;
— вызывают потребность в развитий умений учащихся обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть – общее и с позиций общего оценивать особенное;
— формируются нравственные качества.
Да, было много вопросов о том, «почему нам необходимо обновление содержания образования в школах?». Сегодня стали уже традиционными основные составляющие качества школьного образования – успешность обучения и качество знаний. И потому, требуется пересмотр многих моментов обучающего характера в содержании образовательного стандарта не только на начальной ступени, но и, в первую очередь, нужно будет четко определить функции интеграции образовательного и воспитательного процесса.
Современная казахстанская школа сегодня — это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард. И вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
И поэтому методика обновленного содержания позволит нам учителям построить учебный материал так, чтобы ребенок мог постоянно выполнять умственные операции, исследовать логику их последовательности, находить взаимосвязи, делать умозаключения, проверять себя, корректировать свои ошибки своевременно и самостоятельно, контактировать с учителями на нужном этапе своей познавательной деятельности.
Прежде чем внедрять инновации в образовательную систему, необходимо работать с коллективами школ, изменять отношение к организации занятий, к ученикам. И эти изменения делают актуальными на сегодня курсы по Программе повышения квалификации педагогических работников третьего (базового уровня) и специальные курсы по методике обновленного содержания. Практически вся работа педагога, если он творец, мастер своего дела, предполагает постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего методического арсенала.
Учителя понимают, что существенное влияние на успешность обучения оказывают такие качества учителя, как степень знания преподаваемого предмета, владение методологией предмета, знание возрастных психологических особенностей школьников, овладение методом обучения так, чтобы сделать его своим и уметь видоизменять его в зависимости от конкретных условий обучения.
На курсах слушателями создаются учебные ситуаций, которые стимулируют мотивацию учения, вызывают у школьников интерес к заданию и желание хорошо выполнить его. Учебные ситуации создаются различными способами, при этом используются: реальные ситуации общения в классе, различные средства наглядности, слады, фильмы, игры и т.д. Все это положительно помогает учителю решить такие задачи, как сделать интерес к уроку устойчивым, поддерживать и развивать его. Формирование интереса к содержанию учебной работы связано с чувством удовлетворения, которое испытывает учащийся, добившийся определенных успехов. Интерес к результату деятельности появляется быстро: ученик осознает, что хорошо понимает учителя и своих товарищей, сам умеет что-то сказать, задать вопрос учителю или одноклассникам. Наши слушатели согласны с тем, что в дальнейшем необходимо использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность учителям ввести своих детей в процесс познания, нацелить на поиск знания, т.е. способствовала бы развитию личности.
Одной из современных методик преподавания в последнее время является методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению культурой: языковой, этической, исторической, философской. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Все это достигается путем реализации межпредметных связей в процессе обучения. И именно иностранный язык чаще рассматривается как интегрированная дисциплина, которая вносит существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых и в раскрытие их творческого потенциала, повышение культуры общения.
Известно, что одной из актуальнйших задач современного казахстанского образования является формирование полилингвальной личности. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена триединой языковой политикой нашего государства, необходимостью поэтапной реализации культурного проекта «Триединство языков», совершенствования качества обучения казахскому языку как государственному, русскому языку как языку межнационального общения и английскому языку как языку успешной интеграции в глобальную экономику. И именно поэтому освоение того или иного языка должно строиться с учетом современных мировых тенденций и охватывать различные сферы использования языка, чтобы подготовить учащихся к жизни в условиях мультилингвизма и глоболизации, к диалогу в межкультурной коммуникации.
Трехязычие на сегодняшний день – это абсолютная необходимость. Это я говорю как преподаватель английского языка. При полилингвальном образовании языки одновременно являются и средством и целью образовательного процесса. Такой подход позволяет воспринимать языки не просто как учебные предметы, а как одно из условий получения непосредственного знания. Надо понимать, что незнание языков может обречь будущее поколение на потерю конкурентоспособности на рынке труда как за пределами страны, так и внутри нее.
Казахский, русский и иностранные языки – это предметы обучения и в то же время важное средство общения и познания. Время для освоения языков в школьной программе очень ограничено и практическое их использование очень ценно, так как дает учащимся возможность показать приобретенные умения и навыки на уроках в других сферах. Учащиеся могут практиковаться в трехязычии на уроках русского языка, работая над текстами разных жанров: резюме, эссе, аннотации. Изучая историю и литературу учащиеся не забывают о роли У.Шекспира в развитии английской литературы. Защищая научные проекты учащиеся пишут аннотации на трех языках. Изучая творчество Абая, М.Макатаева, проводятся литературные гостиные на трех языках.
В настоящее время важно, чтобы в результате обучения у учащегося произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. И именно это является ожидаемым результатом Программы, когда учитель уверенно владеет методикой активизации процесса вовлечения учеников в обучение. От уровня профессионализма учителя, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. При создании благоприятных условий и мотивации для педагогического роста, педагог самостоятельно осознает необходимость повышение уровня собственных профессиональных качеств.