Home » Баяндамалар » Нравственно-духовное воспитание в процессе реализации учебных программ специальных дисциплин в системе технического и профессионального образования

Нравственно-духовное воспитание в процессе реализации учебных программ специальных дисциплин в системе технического и профессионального образования

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится о создании новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Особое внимание в Послании уделяется развитию «идеи нового казахстанского патриотизма». Основная цель — формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию, ответственного отношения к делу, сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана.

Нравственно-духовное воспитание – это основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. В этом суть прогресса общества.

Говоря о нравственно-духовном воспитании необходимо  сказать, что такое нравственность и духовность

Нравственность — индивидуальная форма существования морали общества, внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

Нравственно-духовное воспитание обеспечивает: готовность и способность обучающихся к духовному развитию и реализации творческого потенциала, нравственное самосознание личности, позитивную нравственную самооценку и самоуважение, готовность отстаивать свою нравственно оправданную позицию, трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей и осознание ценностей человеческой жизни.

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она предполагает  постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, обостренное восприятие всего, что окружает человека, способность к высоким духовным состояниям, установление духовных связей между людьми.

Изначально основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Содержанием нравственно-духовного  воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается обучающимся и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия.

Нравственно-духовное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия преподавателя на личность, целенаправленное создание условий для становления нравственно-духовной сферы. Развитие самосознания и осознания своей роли в обществе способствует воспитанию личностных качеств, направленных на формирование ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерских качеств; повышение гражданской активности, как гражданина Республики Казахстан. В техническом и профессиональном образовании данная задача реализуется на уроках специальных дисциплин на основе приоритета исторического, культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций, преемственности и непрерывности развития студентов, направленности воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности, повышения мотивации обучения.

Нравственно-духовному воспитанию обучающихся в процессе реализации учебных программ специальных дисциплин  способствует целенаправленная работа преподавателя по следующим направлениям:

Патриотическое – задачей организации технического и профессионального образования становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции – эти и другие активные формы урочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента. Особое духовное своеобразие Республики Казахстан – полиэтнокультурность, многоконфессиональность — и ее нравственные императивы, такие, как доверие, традиция, толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания молодежи.

Гражданско-правовое – степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются, в первую очередь, моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:
— осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;

— развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;

— выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
— формирование  ответственного отношения к делу, работе, дисциплинирован-ности;
— формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.

Валеологическое – приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.
Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебного процесса на уроках спецдисциплин. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Надо исходить из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий – столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.

Не только аудиторная работа способствуют формированию духовных качеств учащихся, но и внеаудиторная деятельность. Организация внеаудиторных занятий (презентации, рефераты, видеофильмы и т.п.) воспитывает в обучающихся трудолюбие, умение работать самостоятельно и в команде, доброжелательность к друг другу. В эту работу включаются все больше студентов совместно с преподавателями других учебных дисциплин. Совместная работа студентов и преподавателей должна быть организована через проектную деятельность, которая позволит решать задачи по нравственно-духовному  воспитанию.

Использование проектов при изучении предметов специальных дисциплин способствует привитию интереса к занятиям, развитию навыков исследовательской работы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, повышает мотивацию обучения.

В заключение хочу заметить, что человек приходит в этот мир не богатым нравственно и духовно. Воспитание этих качеств — процесс долгий и затратный. Поэтому очень важно наряду со многими факторами воспитания и внешнее воздействие преподавателей специальных дисциплин в период обучения студента в учебном заведении технического и профессионального образования.

 

Ибрагимов К.Т.

ст. преподаватель кафедры ППСОП

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

 по Костанайской области»

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.