Цель:
Образовательная: сформировать у студентов общее понятие о тексте, проконтролировать знания студентов с помощью текста, научить работать с текстом;
Развивающая: продолжить формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, различных граней внимания, памяти и умения сравнивать, анализировать;
Воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответственному отношению к предмету.
Тип урока: комбинированный
Формы работы по развитию познавательной деятельности студентов: самостоятельная и коллективная работа
Использованная технология и приемы: перепутанные логические цепочки, синквейн, пазл, рефлексия.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, презентация, слайды, учебный и раздаточный материал.
Межпредметные связи: казахский язык, русская литература, юриспруденция.
Ход урока:
- Организационный момент (1мин.)
- Проверка домашнего задания (7мин)
- Изучение нового материала (27мин)
- перепутанные логические цепочки
- Работа с текстом
- Что такое «Текст»?
- работа по учебнику (выполнение упражнения)
- составление синквейна
- собрать пазл
- Подведение итогов. Рефлексия. Мини-эссе на тему: «Моя профессия — юрист»
Тест “Верные и неверные высказывания”(8мин.)
- Оценивание: (1мин)
- Домашнее задание (1мин)
- I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь! (проверка студентов на посещаемость).
22 сентября наша Республика отмечала день языков народов Казахстана. Этот праздник был объявлен Указом Президента РК от 20 января 1998 г. и стал общим праздником всех казахстанцев.
Слайд 1 (День языков – признак дружбы, родства и единства всех граждан страны. Дружба народов, взаимопонимание и сотрудничество – главная опора строительства нового Казахстана).
А на этой неделе в колледже проводиться неделя языков, студенты разных групп будут участвовать в различных мероприятиях и покажут свои знания о языках.
- Проверка домашнего задания.
Теперь перейдем к домашнему заданию. Вопросы-ответы.
- Что такое прямая речь?
- Что такое косвенная речь?
- Кто такой «юрист»?
- Дать понятие «МинистерствоюстицииРеспублики Казахстан»
- 5. Кто занимает место министра юстиции Республики Казахстан?
- Кто является руководителем Управления юстиции города Актау?
- Когда мы отмечаем праздник день работника органов юстиции?
III. Изучение нового материала.
“Вхождение” в тему урока.
Группа заранее разделена на две подгруппы. Дается задание. Перепутанные логические цепочки (студенты собирают предложение из слов и приклеивают собранное предложение на лист А-3 формата).
Проверка: Юрист должен быть добрым, отзывчивым, честным, справедливым, иметь чувство чести, порядочности. Профессия непростая и требует огромного усердия, трудолюбия. Итак, вы уже догадались, что ваши предложения связаны общей темой.
Звучит музыка. Идет показ слайдов. Преподаватель читает текст. Работа с текстом. Озаглавьте текст, найдите основную мысль текста.
Мы в семье активно обсуждали вопрос моей будущей профессии, и я решила, что буду учиться на юриста. Почему я выбрала эту профессию?
Эта работа подразумевает работу с людьми, живое общение с ними. Для этой профессии нужны такие качества, как логическое мышление, хорошая память, честность, ответственность, умение принимать правильное решение. Юрист должен быть добрым, отзывчивым, честным, справедливым, иметь чувство чести, порядочности. Профессия непростая и требует огромного усердия, трудолюбия. Для начинающего юриста нужно уметь прислушиваться к опыту старших, опытных профессионалов, учиться быть справедливым в рамках закона.
Главной целью юриста является соблюдение законодательных норм, ответственность за судьбу человека, который может быть несправедливо осуждён. Чтобы овладеть всеми тонкостями профессии, надо в совершенстве знать уголовный, процессуальный кодексы, уметь чётко использовать свод законов и статей.
Специальность юриста является одной из самых востребованных профессий, ведь юрист нужен практически в любой организации, на производстве, и я надеюсь, что в будущем мне удастся найти хорошую, интересную, высокооплачиваемую работу. Я постараюсь принести пользу людям.
Автор: Ксения Попова
Работа с слайдами. Что такое «Текст»?
Текст — это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст всегда кто-то создает. У текста есть автор. Заглавие — зависит от содержания. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Основная мысль, идея — в чем нас убеждает.
Делимость на смысловые части:
НАЧАЛО/ ТО БЕЗ ЧЕГО ТЕКСТ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ/
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ / МОЖЕТ ДЕЛИТЬСЯ НА БОЛЕЕ МЕЛКИЕ СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИ/
КОНЕЦ / ПОСЛЕДНЯЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ/
Способы переработки текста (исключить отдельные части текста, сократить пересказ, изложение каждой части, заменить развернутые предложения более простыми).
Работа по учебнику. Упражнение 592. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Сравните с данным к тексту заголовком два других:1. «Советы, как надо оценивать профессионала». 2. «Наказ, каким должно быть отношение к своему делу». Какое из них является наиболее общим по содержанию?
Слово к молодым.
Надо всю жизнь учиться, учиться и учиться у жизни, у науки, думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигнутом, идите смело вперед отставать нельзя. В работе будьте точны, аккуратны и наблюдательны. Помните, драгоценные слова Павлова, наблюдательность и еще раз наблюдательность. Каждый человек должен избрать ту профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдает все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше отдача, как говорят будет больше.
(Акад. В. А. Обручев)
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
Например:
- существительное – профессия
- прилагательные – ответственная, любимая.
- глаголы – любить, выбрать, передать.
- словосочетание – принести пользу людям.
- синоним – специальность.
(студенты составляют синквейн с существительным «юрист»)
Задание: собрать мозайку, студенты из отрезков собирают целый рисунок. (Здания «Прокуратуры и Департамента Государственных доходов по Мангистауской области»)
- IV. Подведение итогов
Рефлексия. Проверка усвоения темы. Написать мини-эссе на тему: «Моя профессия — юрист».
Тест «Верные и неверные высказывания».
преподаватель | студент |
1. Текст состоит из нескольких предложений, но они не связанны по смыслу и грамматически 2. Нельзя заменить развернутые предложения более простыми 3. У текста есть автор. 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности 5. Заглавие не зависит от содержания. 6. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится 7. Текст можно разделить на части 8. Каждая часть текста записывается с красной строки | — — + — — + + + |
- V. Оценивание:
- VI. Домашнее задание:
упражнение 596 стр. 285; дописать эссе на тему: «Моя профессия – юрист»
Спасибо за урок.
Нурмуханова Айнаш Боранбаевна
преподаватель русского языка и литературы
ТОО «Прикаспийский колледж «Болашак»
г.Актау, Мангистауская область