Многообразие видов инноваций предполагает так называемые внутрипредметные инновации, реализуемые в рамках учебной дисциплины, универсальных по своей природе с возможностью их использования в любой предметной области.
Актуальным вопросом внедрения технологии модульного обучения является разработка модульных программ.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
— модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
— модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения.
Несмотря на различное понимание исследователями целей модульного обучения, несомненно одно — главная цель модульного обучения — создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса».
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
2) изменяется форма общения преподавателя со студентами.
3) студенты работает максимум времени самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи студентам.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Достоинства модульной системы обучения.
К достоинствам модульной системы обучения относят:
— четкую структуру курса, упорядоченность;
— возможность отслеживания связей между элементами;
— возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем;
— активизацию познавательной деятельности;
— комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;
— накопительный принцип оценивания работы студента;
— возможность самоконтроля и самооценки;
— формирование самостоятельности;
— тренировку в выборе, т.е. определенную свободу;
— ответственность за свой выбор.
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации студентов, желаний студентов по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям-шагам. Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний.
Модульное обучение — это инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности, характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям
Учебный модуль — организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля
Основой для их разработки выступают принципы построения данных программ.
Наиболее полно и научно обоснованно принципы построения модульных программ разработаны П. Юцявичене.
Это прежде всего принципы:
- Целевого назначения информационного материала.
- Сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.
- Полноты учебного материала в модуле.
- Относительной самостоятельности учебных элементов модуля.
- Реализации обратной связи.
- Оптимальной передачи информационного и методического материала.
Назначение модуля – сориентировать студента в учебной дисциплине, предварить его изучение. Он включает комплексную дидактическую цель изучения учебной дисциплины, которая формулируется через результат учебной деятельности студента.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Целью обучения становится не процесс, а достижение студентов определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. На каждый учебный блок (УБ) разрабатываются спецификации модуля (рис 1).
Модульное обучение предполагает разделение теоретического материала на модулю т.е структуризацию содержания обучения последовательное изложение теоретического материала.
Рис.1 Примерное распределение УБ по элементам
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Студенты самостоятельно заполняют оценочный лист (рис.2), задачей преподавателя является коррекция знаний
Рис.2 Форма примерного оценочного листа
Ожидаемые результаты:
- Внедрение в учебный процесс элементов дуального и модульного обучения;
- Рецензирование и согласование УМК с социальными партнерами;
- Участие социальных партнеров в образовательном процессе (уроки);
- Возможность приобретение студентами нескольких квалификаций.
Литература:
- Жильцов А.П. Модульный принцип формирования профессиональных компетенций при освоении комплекса методологически связанных дисциплин
- Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения
Муздубаева Б.Ж.
преподаватель спец. дисциплин
Торгово-экономический колледж Казпотребсоюза
г. Астаны