Современный Казахстан – это полиэтничное, поликультурное и много конфессиональное государство, которое опирается на взаимное доверие и терпимость между людьми различных национальностей и религиозных взглядов. На такой, сравнительно, небольшой территории уживается около 100 национальностей и несколько мировых религий. Более того, в нашей стране нет притеснений по национальному и религиозному признаку. Мы, все такие разные, но живём в гармонии и согласии друг с другом. Толерантность казахстанцев ставят в пример в других странах. Мы являемся образцом того, как нужно жить в современном многонациональном обществе, уважая права друг друга.
Основным достижением нашей страны за 20 лет независимости, является сохранение дружбы и единства между народами. И только благодаря огромным усилиям и мудрой политике нашего президента, мы живём в мире и согласии друг с другом. Более того, в общем казахстанском доме каждая народность имеет свое достойное место. В Казахстане межнациональное согласие – это результат духовного родства народов, детерминированного многолетним совместным проживанием и процессами созидания. Основной платформой для единства и согласия народа Казахстана является наша общая история, наша общая земля. Именно казахский народ оказывал помощь, выказывал гостеприимство, уважение, тепло и радушие в лихие годы сталинских репрессиий. Общность исторических судеб этносов Казахстана, пережитая ими трагедия депортации – ключ к пониманию межнационального согласия.
За многие века кочевой жизни на огромных пространствах сформировалось мироощущение и миропонимание казахского этноса. Стихия кочевого образа жизни дарила ощущение разнообразия, способствовала душевной открытости и щедрости, закреплению деятельностного начала, как элемента мировосприятия. Она прививала сознание, что человек-центр необъятного мира, не крохотная точка, затерявшаяся в нем, а его часть, такая же необъятная и могущественная, как вечное небо, безбрежные степи. Протяженность вширь и ввысь чувствуется везде, во всем его облике, в словах, песнях, мелодиях.
Я думаю, что истоки толерантности у казахов зародились ещё в древности и тесно связаны и с обычаями казахов по отношению к гостю. Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков.
Давайте вспомним некоторые из них:
-гость всегда находился под защитой хозяина. Чужестранец мог спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым.
-у номадов существовал обычай конак-асы, согласно которому каждый казах обязывался предоставлять бесплатное угощение и ночлег любому гостю. В случае отказа, оставшийся без угощения и приюта путник, мог заявить об этом бию. За несоблюдение и оскорбление священного степного обычая гостеприимства скупых хозяев наказывали штрафом — ат-тон айыпы. Отказавший в конак-асы подвергался и общественному осуждению.
-обычай ауыз тию (отведать угощение) был древним обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения.
— у номадов бытовал и обычай ерулик — традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. Новоселов, переехавших из другой местности, родственники или соседи приглашали на угощение. Этим они выражали свое внимание и добрые намерения. Этот обычай помогал переселенцам быстрей привыкнуть к новому месту жительства. У степняков широко бытовал обычай калау, когда гость мог выбрать любую приглянувшуюся ему в доме вещь. При этом хозяин не мог отказать гостю. Таким образом, формировались основы дружеских отношений. Этим обычаем могла воспользоваться и киндик шеше (повитуха) после удачно проведенных родов и рождения здорового ребенка.
—кымыз-мурындык был обычаем, связанным с сезоном приготовления кумыса. С началом лета открывался сезон доения кобыл. По этому случаю приглашали аульчан. Угощали их первым кумысом. Устроителям кымыз-мурындыка аксакалы давали свои бата (благословения). У казахов существовал и обычай жылу. Смысл его состоял в том, что погорельцы или семьи, пострадавшие от набега или суровой зимы, пожара, наводнения или голода, получали помощь со стороны одноаульчан или единородцев. Пострадавшим выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Это было проявлением сочувствия и сострадания. Отказавший в оказании такой помощи мог быть исключен из рода и выселен. Как правило, исключенный из рода не мог воспользоваться защитой сородичей и практически не имел никаких прав. Он сам и его имущество становились добычей первого встречного грабителя.
В Степи получил распространение и обычай журтшылык. Суть его заключалась в том, что однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. Совет старейшин принимал решение просить помощи у народа. Это было показателем сплоченности коллектива, проявлением милосердия и заботы о своих ближних и родных.
Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Например, подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы, а также возводили помещения для скота. Казахский аул был ярким отражением братства и единства сородичей. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком, который всегда осуждался степняками. В начале XX века казахи, используя этот обычай, строили повсеместно светские школы и мечети.
Каждый степняк обязывался помогать утопающему, предоставлять воду, напиток жаждущему. Однородцы оказывали помощь и в отыскании скота, в организации погони за конокрадами. Всякий степняк в случае крайней нужды и в случае, не требующем никакого отлагательства, имел право воспользоваться лошадью из табуна любого соплеменника. На это специального разрешения хозяина не требовалось. В случае отказа его присуждали к штрафу ат-тон и подвергали общественному осуждению.
Душа у казаха широкая, вольная, как степь. Мыслит он космическими категориями. Он с презрением относится к мелочам жизни, к мышиной возне, к муравьиной суете. Он щедр, дорожит днем сегодняшним, почитает предков, уважает традиции.
Толерантность казаха, по отношению к другим этносам и их верованиям, в большей степени, основана на его прасимволе «кең дала», определившим широту его натуры.
Неотъемлемыми ценностями кочевников была взаимная поддержка, сострадание в горе и стремление помочь друг к другу «Широта души скрадывает тесноту дома: «откуда огонь – оттуда и тепло» — говорят казахские пословицы. Проявлением укорененности миролюбия в образе жизни казахов являются слова о том, что три вещи делают честь человеку: «вырытый в пустыне колодец, проложенный через реку мост и дерево, посаженное у дороги». Казахский народ из поколения в поколение передавал детям наказ о стремлении к укреплению дружеских отношений со всеми народами.
Кочевой образ жизни казахского народа исчез только физически, сохранившись на ментальном уровне. Важнейшими его чертами являются: способность к сочувствию, сопереживанию, беззлобность, добродушие, развитое чувство юмора, любовь к шутке, недостаточная прагматичность, уступчивость, сочувствие к обиженным, великодушие, веротерпимость, широта натуры, максимализм во всем, гостеприимство и хлебосольство, низкая законопослушность, революционность, высокий творческий потенциал, изобретательность, трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, склонность к заимствованиям, чувство долга, вежливость.
Если выразить обобщенно многие национальные черты казахского народа, то вырисовывается изначальная толерантная природа его бытия.
Толерантность означает снисхождение, терпение, милосердие, благосклонность, уживчивость, не конфликтность, принятие другого таковым, каков он есть.
Казахи всегда отличались такими качествами, в нем всегда присутствовала потребность в другом. Отсюда мы толерантность народа можем трактовать как духовное взаимопроникновение индивидов, сопереживание трудностям и радостям жизни, эмоциональное соучастие в жизни Другого.
И хочу закончить свою статью следующими словами: «Толерантность – это искусство жить в мире с собой и окружающими»
Голубева А. А.
преподаватель английского языка
РГТК г. Рудный