Туякова М.Т.
Кафедра ППСОП
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области»
Неотъемлемой частью содержания образования является система оценивания достижения обучающимися ожидаемых результатов обучения. При внедрении обновленного среднего образования используется система критериального оценивания учебных достижений обучающихся. Новая для Казахстана система критериального оценивания направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.
Обучение учащихся направлено не только на получение знаний, но и их всестороннее развитие. Важно понимать, насколько дети успешно развиваются и в чём они испытывают затруднения. Именно школьное оценивание должно давать такую информацию. Поэтому внедряется система критериального оценивания, направленная на развитие ученика, повышение его интереса и мотивации к обучению. Для этого установлены ясные и измеримые критерии оценивания, понятные для каждого учащегося и его родителей.
С помощью чётко выработанных критериев оценивания учащийся, родитель и учитель будут понимать:
- На какой стадии обучения учащийся находится
- Куда он стремится в своём обучении
- Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов обучения.
Критериальное оценивание включает в себя формативное и суммативное оценивание.
Формативное оценивание определяет уровень освоения знаний и сформированности навыков обучающихся в процессе обучения, позволяет выявить трудности и помочь в достижении целей обучения учебных программ. Оно осуществляется с применением различных методов и приемов оценивания на уроке. На уроках русского языка учителями широко применяются такие активные приемы, как: «Две звезды, одно пожелание», смайлики, светофор, бутерброд, японское оценивание «О-о-о-о, М-м-м-м», лайки, две стороны медали, жетоны, геометрический органайзер, жесты, словесная похвала учителя, взаимооценивание, самооценивание.
При разработке дифференцированных заданий учителями разрабатываются критерии оценивания, в которых просматривается развитие навыков функциональной грамотности.
При изучении темы «Генномодифицированные продукты. ХХI век – век генномодифицированных продуктов» были разработаны следующие критерии:
- Изучает состав ингредиентов в продуктах: лапша быстрого приготовления «Биг ланч»; майонез «HEINZ», газированный напиток «Coca cola».
- Выявляет вредность продуктов: лапша быстрого приготовления «Биг ланч»; майонез «HEINZ», газированный напиток «Coca cola».
При изучении темы «Обычаи и традиции. Обычаи и традиции казахов» учителем были разработаны критерии для задания «Составить и прорекламировать рецепт «чайного купажа».
1.Продумывает состав купажа.
2.Составляет купаж чая.
- Рекламирует полученный рецепт чайного купажа.
При разработке заданий к критериям предъявляются дополнительные требования: они не просто должны подразумевать деятельность, соответствующую предметным задачам, фигурирующим в критерии как аспекты дескрипторов, но и ещё должны предоставлять возможность продемонстрировать разные, в том числе самые высокие уровни достижения.
При использовании критериального оценивания для оценки учебных достижений учащихся можно определить следующий образовательный эффект:
- Учащийся получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету;
- Учащийся заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;
- Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;
- Открытость, прозрачность процесса оценивания;
- Учащийся имеет возможность высказывать свою точку зрения;
- Снижение школьной тревожности учащегося.
В итоге мы видим, что критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.