Настоящий этап развития отечественного образования характеризуется переходом на новые стандарты образования, обновлённый учебный план, совершенствованием содержания курса предметов языкового цикла в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования.
Актуальность программы определяется приоритетными направлениями современной модели образования, ориентированной на реализацию в практике преподавания языка единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения. Безусловно, это требует высокой методологической и методической подготовки учителей казахского, русского и английского языка, постоянного повышения уровня их педагогической квалификации.
Доминирующей идеей государственного образовательного стандарта по языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. В этом проявился коммуникативно-деятельностный подход к отбору содержания обучения языку в школе, когда основной задачей учителя является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учётом их взаимосвязей.
Задачей преподавателя языка на современном этапе становится, в первую очередь, речевое развитие ребёнка – формирование его коммуникативной компетенции. Реализация этой задачи невозможна без знаний учителем особенностей и этапов речевой деятельности, закономерностей развития речемыслительных механизмов – всего того, что изучает психолингвистика. Поэтому включение в школьный курс системы речеведческих понятий делает содержание и методы более адекватными цели обучения, что создаёт благоприятные условия для повышения эффективности обучения, для усиления практической направленности курса.
При планировании работы на следующий учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект интегрированного курса языка и литературы как учебного предмета в соответствии с новыми целями и педагогическими подходами.
Главная особенность современного урока языка — сотворчество учителя и ученика в познании, в осмыслении языковых явлений. На уроках должна постоянно звучать живая речь. Не формулировки правил и исключений из них, а художественные тексты и высказывания самих ребят. Без языка литература не может существовать, а без художественных текстов язык остается в сознании учащихся мертвым собранием слов, форм, конструкций и правил их употребления. Задача учителя — отыскать в художественном произведении такие языковые единицы, проанализировав которые, ученики получат ключ к разгадке подтекста, пониманию идейно-образного содержания.
Введение в школьную программу понятия текст обусловливает изменение акцентов в обучении языку и перенесение их с языкового образования на речевое развитие — важнейшую составную часть реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемую часть гуманитарного образования. Текст является основой создания развивающей речевой среды с высоким потенциалом. В тексте выявляются и исследуются закономерности языка, реализуется один из основных принципов усвоения речи — принцип оценки выразительности речи, который обеспечивает не только усвоение смыслового содержания языковых единиц, но и понимание их выразительной функции.
На основе этого принципа устанавливаются межпредметные связи между уроками языка и литературы, которые позволяют вникать в существо поэтического стиля и осмысленно анализировать языковые средства, используемые автором.
Владение языком, умение общаться на любом уровне и в любых условиях, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми значимыми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников общеобразовательных учреждений практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В новой методике обучения реализуется коммуникативно-деятельностный подход, обеспечивающий создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает собственные способы освоения учебного материала, включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения, отстаивает свою позицию в диалоге, формирует истинную точку зрения. Роль учителя при таком подходе — коррекция зоны ближайшего развития ученика, уровня его продвижения в теме. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Коммуникативный подход в преподавании языка связан также с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с современными нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание — чтение), продуктивной (говорение — письмо); в разных формах проявления (устная — письменная речь) в ходе создания собственного высказывания.
Таким образом, осуществление коммуникативного подхода к обучению на уроках языку закономерно соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной решать разнообразные задачи в процессе обобщения.
Рахимжанова Г.К.
тренер программы обновленного содержания
ИПК ПР по ЮКО ФАО НЦПК «Өрлеу»