Home » Баяндамалар » Книга с картинками или что- то более важное

Книга с картинками или что- то более важное

Направленность государственной политики  на  воспитание гражданина Республики Казахстан, нашли отражение в Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, Концепции государственной молодежной политики в области образования Республики  Казахстан,   Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан, Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан.

Особенность патриотического и  эстетического воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста влияет не только на ум, но и на чувства учеников и способствует полному восприятию мира. Эстетическое воспитание, базируясь на национальной культуре и на национальных традициях народа, развивает понимание красоты природы, искусства, эмоциональное восприятие прекрасного в жизни и в искусстве, формирует у детей эстетическое отношение к действительности. Эстетическое воспитание благоприятствует воспитанию умений и навыков, которые необходимы для творческой деятельности. Сюда относится стремление творить прекрасное во всех сферах деятельности — обучении, работе, быту, развлечениях и общении с природой

Художественно-эстетическое воспитание важное составляющее

патриотического воспитания. Это процесс целенаправленного воздействия  на личность, благодаря которому формируются художественные чувства и вкус, любовь к казахскому народному искусству и творчеству, умение понимать его красоту и самобытность.

Книжная иллюстрация важный  вид искусства,  и необычайно трудный, ведь от учителя требуются разнообразные знания новых технологий,  способность к перевоплощению, фантазия, богатое воображение и умение «зажечь ребенка», а также  умение выразить все это художественно и убедительно на бумаге. Поэтому приобщение детей к этому виду творчества обогащает их внутренний мир и формирует духовное мировоззрение . Учитель, работая по теме иллюстрации, как одном из жанров графики , помогает детям глубже понимать явления казахской народной устной культуры и окружающей жизни. Знакомясь с идейным содержанием устного народного творчества, ребенок ближе знакомится с ценностями человеческой природы и пытается определить свое место в современном мире.

В настоящее время региональные, областные и республиканские издательства Казахстана выпускают довольно большое количество детских книг с иллюстрациями   художников. Очень важно, что во многих рисунках отражение находят казахские  национальные   традиции, местный колорит. Художники одевают героев сказок в народные костюмы, изображают знакомую хорошо  детям природу.  Вместе с тем нельзя не сказать, что среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред.  Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога вдумчивого серьезного,  подхода:  Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, легендой), которое проиллюстрировал художник.                                                                                                                                                    В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должно быть передано определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой)

Важно помнить, что иллюстрация книжная — произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке. Вначале надо вызвать постараться  у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции. Если иллюстрация не затронула  детей или они  не поняли просто ее содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение мастерством художника, учитель своей эмоциональной реакцией  внимание  детей  привлекает  к  иллюстрации, поясняет ее содержание. Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо выяснить обязательно,  кто из персонажей  им  понравился  больше.  Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные художниками   к разным произведениям.

В связи с этими особенностями требуется создание доступных,  понятных,   и  в то же время высокохудожественных графических образов.  Однако если дети не научатся воспринимать «язык» графический, огромные возможности по формированию эстетического восприятия иллюстраций могут так и не реализоваться.  Иллюстрация  тесно связана с книгой как своеобразный вид искусства. Способность воспринимать её с текстом в единстве является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение возможность дает  понять и увидеть содержание легенды, рассказа или сказки. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении  описывать действие изображаемое, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует оценить высоко  значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут  в новый мир за художником живых образов,  сочетания реального и сказочного вымысла.  Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру воображения и фантазии. Художник — иллюстратор должен уметь разговаривать с детьми языком ясным, простым,   предельно искренним.

Для того чтобы осуществлять правильно педагогическую работу по ознакомлению   с иллюстрацией как произведением искусства, педагогу следует  некоторое представление иметь о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики. Лишь на основе взаимодействия речевого и зрительного восприятия возможно понимание содержания всей книги.      Роль иллюстрации в понимании текста на разных ступенях развития ученика является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей дошкольного возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль материала основного, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста ребенку служат указанием на обстоятельства и действия, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая  картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием

Иллюстрации к литературным произведениям разных художников расширяют круг представлений,  дают представление о вариативности образов,  в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей. Знакомство детей со сказочными образами – одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей. Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание учеников на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.

Вообще, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, длительный и сложный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизни идеалы могут претерпевать коренные изменения. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые  идеальные представления об обществе, о самобытности народа, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, доступной для каждого возрастного периода, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.

Муравьева Ирина Анатольевна,

 учитель ИЗО,

ГККП «Ясли-сад «Ақ бота»

 город Петропавловск

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.