Эпоха глобализации и нового мирового порядка стремительно врывается в нашу жизнь, заставляя менять ее традиционный уклад, выдвигая перед нами все более сложные и серьезные задачи.
«Чтобы стать развитым, конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией», — отмечается в Стратегии «Казахстан-2050».
Мировой прогресс, вызовы третьего тысячелетия являются главными предпосылками проведения реформ, модернизации в области образования. Следуя новым образовательным ориентирам, Казахстан выйдет на качественно новый уровень мирового развития.
Сегодня конкурентоспособность образования, а в целом и страны определяется ее кадрами. «Кадры решают все» — всемирно известный лозунг, начинает приобретать свое законное и конкретное значение, и отражает реалии современного мира. В этих условиях, лидерство, мобильность, изобретательность, творческий интеллект, способность принимать стратегические решения становятся «дефицитными» навыками педагога-профессионала.
Казахстану нужны не «стахановцы», не «передовики труда», не «отличники», а люди с высоким потенциалом развития, умеющие эффективно применять знания на практике (HiPo, High Potential). Закончилась эпоха поиска подходящих работников по физическим характеристикам, по поверхностному подбору, по формальным признакам, таким как образование, возраст, пол, опыт работы. Сегодня набирает популярность поиск и подбор ключевых кадров хэдхантинг (от англ. headhunting — охота за головами, где head — голова и hunting — охота) — направление, которое в буквальном смысле, развернуло войну руководителей за человеческие ресурсы и таланты.
В эпоху глобализации, процесса всемирной, экономической, политической и культурной интеграции, требования к человеку как к профессионалу возрастают. XXI век изменил и облик преподавателя: из методичного и строгого профессора он превратился в энергичного и харизматичного бизнес-тренера, умеющего заразить духом развития, амбициями участников группы. Сегодня рынку труда и обществу не нужны классически хорошие исполнители, которые реализуют требуемое, фокусируют свое внимание на системе предписаний, полагаются на контроль, имеют ограниченное поле зрения. Необходимы педагоги-исследователи — аналитики, эрудиты в области педагогических наук, генераторы идей, систематизаторы, экспериментаторы, лидеры в образовании, конкурентоспособные специалисты, которые успешно работают на результат, внедряют в практику достижения наук, осознанно совершенствуют свое педагогическое мастерство, думают на перспективу, изменяют статус — кво.
Можно выделить ряд профессиональных и личностных ценностей педагога-профессионала, отвечающих профессиональным стандартам XXI века:
- Уверенность в самом себе как востребованнаяценность. Сыграть уверенность нельзя, это должно быть реальное, истинное состояние. Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает, что в любой работе есть цель, вызывающая уважение у подавляющего большинства – это осознание своей миссии в профессии и служение выбранному пути. Мотивация Большого Дела всегда притягивает людей и создает базовую уверенность самому «носителю». Большое Дело всегда больше и объективнее маленького, единичного, субъективного «Я» конкретного человека. Если служение Большому Делу – глубинное и не наигранное, то «столб» коллективного бессознательного дает педагогу ураганную уверенность в себе: «Это нужно не только мне, это нужно другим! Я делаю важное дело, нужное людям!»
- Социальный интеллект и навыки коммуникации, которые включают в себя способность слушать и слышать, писать и говорить, навыки успешного межличностного взаимодействия.
- Многозадачность — сверхспособность педагога делать несколько разных вещей одновременно, работая в многозадачном режиме. Педагог-профессионал должен быть универсальной личностью, подкованным настолько, чтобы справляться с несколькими заданиями одновременно.
4) Энтузиазм – это тот ценный актив педагога, состояние воодушевления, хорошего настроения, который позволяет педагогу идти рука об руку с позитивом благоприятной рабочей среды.
5) Способность эффективно решать проблемы — это навык, который сидит где-то на стыке креативности, уравновешенности и логики. Умение педагога стратегически мыслить, решать, на первый взгляд, невыполнимые задачи.
6) Самодисциплина и проактивность. Самодисциплина включает в себя организационную осведомленность, умение расставлять приоритеты, соблюдать законы тайм — менеджмента. Проактивность означает осознание педагогом своих глубинных целей и ценностей, умение действовать в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.
7) Навык потребности в достижениях – это профессиональные амбиции педагога, его стремление к постоянному совершенствованию в работе, а также способность идти навстречу вызовам, возникающим в ходе профессионального развития. Преподавание – это такой вид деятельности, где подтверждение своей компетентности требуется ежедневно, при каждом выходе в центр группы. И это касается не только молодых педагогов, начинающих свой профессиональный путь, но и опытных педагогов, у которых за плечами – успешные открытые занятия и интересные публикации.
8) Навык потребности в новизне проявляется в желании педагога постоянно получать новую информацию, новые впечатления, иметь активные контакты с новыми людьми.
Реалии сегодняшнего времени предписывают педагогу — профессионалу постоянно находиться в стадии развития и самосовершенствования, стремления превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести значимые для совершенствования качества личности.
Мухамадиева А.Д., м.п.н., специалист отдела
по связям с общественностью
и издательской деятельности
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО
Бекжанов С.У. – ведущий специалист отдела
по связям с общественностью
и издательской деятельности
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО,
г. Петропавловск