Воспитание детей – старейшее из человеческих занятий, оттого оно кажется несложной работой. В действительности оно обманчиво, я бы даже сказала, коварно. В самом деле, ни в какой другой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Я педагог. Повезло ли мне с выбором профессии? А главное, повезло ли людям, что я выбрала профессию педагога?
«Педагог» – в дословном переводе «детоводитель». Имею ли я право вести своих воспитанников?
На первый вопрос попробую ответить в самом конце моего эссе. Второй пропустим, пусть на него отвечают «Мои дети» и «Мои родители». Так будет честнее. А вот на вопрос «Имею ли я право учить своих малышей?» Хочу сказать: «Да» Ведь мне повезло с моими ребятами.
Мы, взрослые, думаем, что детство – сплошное удовольствие: «Ну, что тебе надо? Тебя кормят, одевают…» А ребенок также страдает и многое переживает. И ему не нужны нравоучители и надзиратели. Ему нужен умный, мудрый , «маленький» взрослый. Первые два качества не вызывают сомнений. А что значит «маленький»? Это тот, кто помнит, каким он был в детстве, живет радостями и горестями ребенка. Играет и умеет шалить вместе с ними. Ему можно доверить радость и боль. И тогда взрослый становиться допущенным во внутренний мир ребенка. А это самое главное!
Ребята идут ко мне со своими горестями, радостями и победами. Они рассказывают мне обо всем. Мы строим новый мир отношений. Для меня это минуты откровений и я ими очень дорожу.
«Люби то-то и то-то…!» – Люби! Всё воспитание держится на этом слове: Люби!
Воспитание – это не запреты, воспитывать – значит пробуждать способность любить. Где любовь, там доверие, там все лучшие человеческие качества.
Основу моей воспитательной деятельности составляют такие педагогические принципы, как:
1. Принимай ребенка таким, каков он есть.
2. Говори с ребенком о самом главном, что волнует тебя, но не категорично, а приглашая к размышлению.
3. Неси в группу бодрость, оптимизм, улыбку.
4. Возвышай ребенка над обыденностью!
5. Будь терпелива!
6. Здоровье ребенка важнее знаний.
7. Всегда исполняй своё обещание. Вот истинное искусство воспитания!
Как же этого добиться? Считаю, успех педагога зависит от личности. Если я сам себе интересен, если мне не скучно с самим собой, значит, я всегда буду интересна своим воспитанникам.
Всё, чего не хватало мне, в детстве, хочу дать своим воспитанникам – это доверительные, дружеские, открытые отношения с взрослыми.
Мои ребята на пороге выхода во взрослую жизнь, они вступают на новую ступеньку жизни, поэтому моей главной задачей стало воспитание человека в человеке. Ведь это мои воспитанники в дальнейшем будут строить дома, возводить мосты, осваивать незнакомые пространства и охранять рубежи нашей Родины. Ведь это мои воспитанники, будут отцами и матерями, а это большая ответственность перед будущим! Продолжая свой род, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже мы сможем запечатлеть себя в ребенке, тем богаче вы и тем счастливее ваша личная жизнь. И я отдаю себе отчет в том, что ребенка воспитывает окружение, в котором он живет. Ведь с родителями и друзьями он проводит больше времени, поэтому основополагающей в воспитании я считаю семью.
И здесь хочу сказать: «Мне повезло с «моими» родителями». Видя, что педагог много делает для детей, родители оказывают всестороннюю поддержку во всех моих начинаниях.
Мне повезло с наставниками, педагогами «от бога», людьми неутомимой души, неиссякаемой энергии, людьми, поддержку которых я ощущаю постоянно и знаю, что в любую минуту могу рассчитывать на них. Педагоги, у которых я научилась многому: методически грамотно составлять различные мероприятия, разрешать сложные психологические ситуации, оказывать помощь в решении трудных жизненных вопросов. Люди, рядом с которыми нельзя оставаться равнодушной, не заряжаясь их энергией, жизненным оптимизмом. Это придает мне сил, пробуждает желание созидать, творить, быть всегда в поиске.
Как воспитать ребенка счастливым?
Свобода выбора должна воспитываться с раннего детства. Нужно считаться с мнением ребенка. Он начинает выбирать уже «с пеленок», у кого на ручках ему теплее, кушать через полчаса или через час, хочется играть или спать. Ближе к двум годам ребенок уже может определиться, синюю ему шапочку надеть или зеленую. Если спросить, что на ужин предпочитает малыш: рис или макароны, то с деловым видом он расскажет о своих предпочтениях. Конечно, не надо по всем вопросам советоваться с маленьким человеком, но приучать его делать самостоятельно выбор стоит.
В творчестве у ребенка формируются свои взгляды на мир. Важно как можно чаще с ребенком создавать и стараться занимать позицию не руководителя, а помощника-ознакомителя. Ведь в творчестве ребенок максимально может почувствовать себя свободным, например, при сочинении сказки или рассказа, или их концовки. Предложите на выбор рисование пальчиковыми красками, кисточкой и гуашью, фломастерами или карандашами.
Со временем малыш станет более уверенным в своих силах и все меньше и меньше нуждаться в помощи со стороны взрослых, к чему взрослым надо быть подготовленными.
Залог счастья – свобода. Первостепенными задачами для родителей и педагогов должны быть: воспитать личность, личность свободно мыслящую, со свободой выбора, со своими взглядами на мир. Как только ребенок начинает говорить, а то и раньше, можно заметить, что он изо всех сил своим поведением, а потом и буквально с помощью речи пытается донести до родителей, что «я человек, я хочу быть счастливым», то есть свободным.
Для того чтобы ребенок вырос счастливым, мало будет прочтения книг и изучения методик по развитию и воспитанию. Важно терпеливо, изо дня в день применять на практике некоторые простые, но очень действенные приемы. Итак, как воспитать ребенка счастливым?
«Я тебя люблю!»
Как можно чаще нужно говорить своему ребенку эти слова. Никогда не стоит произносить фразу: «Я не буду тебя любить, если ты так сделаешь!». Это выражение, несомненно, облегчает жизнь родителям и помогает манипулировать ребенком. Однако легкость в управлении поведением малыша не должна стоять на пути воспитания полноценной личности.
Для детей любого возраста очень важен телесный контакт с родителями, ведь это помогает ему принять и полюбить себя таким, какой он есть. Поэтому обнимать и целовать своего малыша нужно при первой же возможности.
Похвала
За любые успехи и достижения ребенка нужно хвалить. И даже если у него что-то не вышло, то не нужно скупиться на добрые слова – в следующий раз все обязательно получится. Чтобы ребенок не разочаровался, нужно объяснить ему, что, несмотря ни на что, он приобрел опыт, который в дальнейшем поможет ему выполнять эту работу лучше.
Сладости для успокоения
Многие взрослые живут с детской привычкой «заедать» неприятности сладеньким. Но ведь это абсолютно неправильный подход к решению проблем, и приучать к этому своего ребенка не стоит.
Вместо того чтобы, отмахнувшись от малыша, успокоить его конфеткой, правильнее будет обсудить волнующую его ситуацию. А настроение ребенку можно попытаться поднять веселыми играми, танцами или песнями, но уж никак не сладостями!
Не стоит пугать и ругать ребенка
С каждым ребенком можно договориться, главное подобрать правильный ключик к детскому сердцу. Никакие запугивания, упреки и уговоры без доводов не подействуют так, как спокойная беседа с родителями.
Малыш привыкнет к такому виду общения, как переговоры, поэтому потребность в скандалах и криках постепенно отпадет.
Также не стоит выносить семейные разборки на всеобщее обозрение. Все спорные вопросы должны обсуждаться только дома, в тесном семейном кругу.
Ну, а если ребенок продолжает «гнуть свою линию», нужно прислушаться к нему. А вдруг он окажется прав?
Извинения
Порой родители требуют от своих детей извинения за их проступки, однако сами не считают нужным признавать свои ошибки. В воспитании ребенка очень важно научиться, не только принимать извинения, но и извиняться самому. Это, пожалуй, один из самых сложных пунктов, но отказываться от его выполнения не стоит.
Самостоятельность
Не стоит делать за ребенка то, что он уже в состоянии сделать сам. Позволяя малышу выполнять «ответственные» задания и поручения, родители показывают, что доверяют ему. В первую очередь это касается помощи в одевании и раздевании. Дети 3-4 лет уже практически не нуждаются в родительском участии, а выполняют все действия самостоятельно, хоть и очень медленно. Чтобы дать возможность своему чаду проявить умения и навыки в этом вопросе, нужно просто начать собираться чуточку раньше, чем обычно.
Позитивное мышление
Очень важно привить ребенку позитивное мышление. Чтобы малыш чувствовал себя счастливым, он должен научиться самостоятельно выходить из любой ситуации, а задача взрослого – помочь ему в этом.
Ну и, конечно, собственным примером должны показывать ребенку позитивный подход к делам. Лишь видя рядом с собой счастливых, дружных и любящих взрослых, малыш сам будет перенимать от них лучшие черты и позитивное отношение к жизни. От родителей и педагогов лишь требуется поддерживать ребенка в его начинаниях, способствовать ненавязчиво тому, чтобы не пропало стремление искать и открывать. И можно просто радоваться успехам малыша.
Кондрашова Татьяна Николаевна
ГККП «ясли-сад №9»
Костанайская обл., Костанайский район, г. Костанай