Home » Сценарийлер » Исторический час: «Школа И. Алтынсарина»

Исторический час: «Школа И. Алтынсарина»

Цель: Познакомить с биографическими данными писателя, его произведением и открытием первых школ в Казахстане.
Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством И.Алтынсарина и при этом дать правильную характеристику его открытиям.
  • Развивать творческое воображение детей, знакомя с произведением

И. Алтынсарина. «Щедрый человек».

  • Привить любовь к творчеству И. Алтынсарина.

Форма: исторический час.

Место проведение: учебная комната.

Количество участников: неограниченно.
Оборудование: Презентация, карточки, оценочные листы, слайды, музыкальное сопровождение.

План мероприятия:
1. Организационный момент.

  1. Притча «Щедрый человек».
  2. Осмысление прочитанного.
  3. Рассказ об авторе: — Школы И. Алтынсарина.

— «Киргизская хрестоматия».

  1. Физминутка.
    6.
    Эссе – работа в группах.
  2. Обсуждение.
  3. 8. Заключительное слово воспитателя.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня.
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Притча «Щедрый человек».

 

Жил когда-то в Бухаре богатый и щедрый человек. Он достиг весьма высокой ступени в духовной иерархии, за что ему был присвоен титул Старейшины Мира. Ежедневно к его дому толпами стекались люди, и он щедро одаривал их золотом. Для каждой категории людей — вдов, больных и т.д. — он назначал определённые дни приёма, в которые они получали от него причитающиеся им милости. Но свою щедрость Старейшина Мира ограничивал одним условием: тот, кто произносил в его доме хоть слово, ничего не получал. Не все люди могли хранить молчание. Однажды, когда наступила очередь законоведов, и они пришли к нему за подарками, один из них, не в силах больше сдерживать переполнявших его чувств, на все лады принялся расхваливать благодетеля. Старейшина Мира ничего ему не дал. Но законовед решил добиться своего. На следующий день за милостью пришли калеки. Притворившись увечным, он явился вместе с ними. Старейшина узнал его и опять ничего не дал. Тогда законовед снова изменил своё обличье и пришёл уже с другими, прикрывая лицо руками. Но и на этот раз Старейшина Мира узнал его и прогнал прочь. Снова и снова законовед предпринимал свои попытки, он даже переодевался женщиной, но щедрый человек неизменно узнавал его и отсылал с пустыми руками. В конце концов, этот человек пошёл к гробовщику и попросил завернуть себя в саван и положить в гроб, как мертвеца.

— Когда Старейшина Мира будет проходить мимо, — сказал законовед, — он, вероятно, подумает, что перед ним труп, и пожертвует на похороны. Деньги мы разделим с тобой поровну.

Гробовщик сделал всё, как он просил, и Старейшина Мира собственной рукой опустил на саван золотую монету. Законовед тут же схватил её, опасаясь, что она может достаться гробовщику, и воскликнул, обращаясь к Старейшине:

— Ты отказывал мне в своей щедрости,  видишь, как я добыл её?!

Щедрый человек ответил ему так:

— Ты ничего не сможешь получить от меня, пока не умрёшь.

В этом и кроется смысл загадочного изречения «умри до своей смерти». Дары приходят к человеку только после «смерти» и не раньше. Но даже сама эта «смерть» не может прийти без посторонней помощи.

Осмысление прочитанного:
— Понравилась ли вам притча? Докажите, что это произведение является притчей.
ПРИТЧИ — это древнейший жанр эпоса, короткие истории, полные скрытой премудрости, в которых есть непостижимая глубина и загадочность, красочная образность и занимательность. Притчи слагаются простыми и запоминающимися словами, которые понятны каждому, и передаются из уст в уста.
— Почему Атымтая считали щедрым человеком?
— По частям назовите жизненные принципы Атымтая Щедрого (не возомнить о себе, не чуждаться бедных; в труде нет ничего унизительного; трудом заработанный хлеб вкуснее; Грех перед Богом – поступки неправильные).
– Объясните смысл названия притчи. Определите главную идею притчи.
– Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы  Атымтая  Щедрого?

Мини — рассказ об авторе, показ портрета.

Воспитатель:
Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эту притчу?
И. Алтынсарин – великий просветитель казахского народа и педагог, многое сделавший для развития народного образования в Казахстане, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Начинал как переводчик, затем был учителем, позднее инспектором. Он написал несколько учебных пособий, одно из них “Киргизская хрестоматия” — которая представляет собой книгу для детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного характера.
Он был основателем первых казахских школ. И на открытие этих школ, мы с вами остановимся поподробнее.

Воспитатель: С большой радостью Алтынсарин узнает об открытии четырех начальных школ для казахов Зауралья, а вскоре и сам получает разрешение организовать начальную школу в городе Тургае. Однако открыть школу в Тургае Алтынсарину сначала не удается. Начальник Тургайской крепости отказался выделить средства для организации школы, и Алтынсарин, чтобы убедить окружающих в пользе просвещении, обучает нескольких учеников у себя дома. Наконец в январе 1864 г. школа была открыта, и это событие Ибрай считал одним из самых радостных в своей жизни. В письме Н. И. Ильминскому он писал: «8 января совершилось давно ожидаемое мною открытие школ, и поступило в неё 14 казахских мальчиков, мальчиков славных, смышленых. Как голодный волк за барана, взялся я горячо за обучение детей…» Школа, открытая Алтынсариным, по своему характеру резко отличалась от ранее существовавших и современных ей духовных школ. Воспитание детей строилось здесь на иных, гуманистических принципах, учащиеся получали основы подлинно научных знаний. Преподавание велось на казахском языке. Изучался также и русский язык. Педагогическую работу во вновь открытой школе Алтынсарин совмещает с активной общественной деятельностью. Но более всего заботится его углубление собственных знаний и накопление педагогического опыта. Внимательно изучая опыт русских народных школ, он тщательно отбирает из него все лучшее, чтобы использовать в своей работе. Алтынсарин в своей просветительской деятельности идет дальше реализации планов колониальных органов. Он начинает обучение девушек — казашек, привлекает их к участию в общественной жизни. В 1887 г. он организует в Иргизе 20- местный интернат и женскую школу. Справедливо считая, что «народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», Алтынсарин неустанно добивался открытия новых школ. Появление в 1870-1880-х гг. в Тургайском, Иргизком, Актюбинском, Николаевском уездах двухклассных уездных

школ — результат его неустанных усилий. В первых двух школах совместно обучались русские и казахские дети, поэтому они назывались русско — казахскими двухклассными школами, а в двух последних обучались лишь дети казахов. Алтынсарин предполагал ещё открыть семь волостных школ. Однако при его жизни было открыто лишь пять: в Буртинской, Карабутакской, Обаганской, Жетыгаринской, Караторгайской волостях. Открытие первой школы Ибраем Алтынсариным.

Воспитатель: Ибрай Алтынсарин стал автором первого казахского алфавита, писателем.  В декабре 1876 г. Алтынсарин приступает к работе над «Киргизкой хрестоматией. Важнейшем достижением хрестоматии является то, что издана на основе русского алфавита. Алтынсарин был убежден, что «русскими буквами казахские слова выражают гораздо вернее», нежели арабскими. К тому же обучение молодежи грамоте на основе русского алфавита должно помочь ей в овладение русским языком русской культурой. Первая книга «Киргизкой хрестоматии», напечатанная русскими буквами, вышла в свет в 1879 г. в Оренбурге. Позднее – 1889, 1896, 1899 гг.- под названием «Мктубат» в несколько сокращенном виде была переиздана на основе арабского алфавита «Мактубат»- по- арабски «Письма». А в 1906 г., значительно дополненная, она (под редакцией А. Васильева) вышла в последний раз в русской графике. Эта хрестоматия явилась, по существу, собранием и переводных, и оригинальных литературных произведений Алтынсарина. Создание киргизкой хрестоматии. По первоначальному замыслу хрестоматия должна была состоять из двух книг. Во вторую книгу Алтынсарин предполагал включить кроме рассказов и преданий, бытующих в народе, сведения по естественной науке и общей истории, по географии и производственной технике, о правилах канцелярского делопроизводства. Однако ему не удалось завершить работу над второй книгой, хотя он возлагал на неё большие надежды. «Дай бог только жизни и сил успешно исполнить тот важный в настоящем положение казахов труд, он многое изменит в степи, если дать ему хорошее применение», — писал Алтынсарин в 1880 г. «Киргизская хрестоматия» открывается двумя широко известными стихотворениями «Давайте, дети, учится» и «Народы, овладевающие знанием…».

Для «Хрестоматии» он сам написал много стихов и рассказов. Стихотворение «Дети, в школу идите» самое известное:
Знайте, неграмотный ходит,
Словно слепой во тьме.
Дети, будем учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится,
Учение даст вам счастье,
Оно озарит как свет,
Каждое ваше желание…
Это стихотворение И. Алтынсарин написал более ста лет назад, когда еще не было школ. Оно быстро облетело казахскую степь, дойдя до самых отдаленных ее аулов. Благодаря И. Алтынсарину, открылись первые казахские школы, где он стал и первым учителем. Много лет  И. Алтынсарин изучал и записывал народные сказки, песни, легенды. Он хорошо знал жизнь и быт казахских аулов. Эти знания помогли ему в дальнейшем стать одним из первых казахских писателей. В своих рассказах

И. Алтынсарин с большим сочувствием рисует тяжелое положение казахской бедноты. Многие из рассказов воспитывают в детях трудолюбие, смелость, находчивость.
Творчество Ибрая Алтынсарина стало событием большой важности для казахского народа. Рассказы из «Хрестоматии» использовались составителями учебников более позднего периода. Литературные труды  Ибрая  Алтынсарина —педагога-просветителя, писателя, поэта навсегда вошли в золотой фонд произведений выдающихся деятелей казахской литературы.
Притча “Щедрый человек” из этой книги.
О чем он мечтал? (Чтобы дети выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы любили свою родину и приносили ей пользу, были дружными).
В октябре 1991 года в городе  Костанае был открыт областной мемориальный музей И. Алтынсарина, выдающегося казахского педагога-просветителя.
Это красивое в восточном стиле здание расположено в историко-архитектурной части города рядом с памятником Ибраю Алтынсарину и школой-интернатом им. И. Алтынсарина для одаренных детей, основанном им в 1884 году.

Физминутка. Динамическая пауза с газетой. Задание: «Найти применение старой газете».
— Как можно использовать старую газету? Какое отношение она имеет к нашему уроку? (читать, подзорная труба, кулек, веер, шарик, хлопушка, мячик).
Воспитатель:
Важной заслугой Алтынсарина было создание положительных героев из народа – образов простых людей, тружеников, бедняков. Писатель не скрывает своей симпатии к ним, наделяет их замечательными качествами, как трудолюбие, честность, внутреннее благородство. Но самое главное достижение состоит в том, что трудовая деятельность способствовала формированию у героя лучших человеческих качеств: решительность, деловитости, стойкости, чувства товарищеской солидарности, — помогала росту его сознательности. Таким образом, у истоков казахской письменности литературы и литературного языка стоит яркая фигура ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА – выдающегося педагога – просветителя, патриота и гражданина, этнографа, фольклориста и переводчика, прозаика и поэта. Заслуги  Ибрая Алтынсарина.

Эссе – работа в группах.
Обсуждение Эссе в группах. Чтение лучших работ.
Итог мероприятия:
Заполнение учащимися “Листа самооценки”.
– Сегодня занятие  вы внимательно читали текст, обсуждали притчу, работали творчески в паре, в группе. Оцените себя.
Задание: Составить и записать мини-сочинение «Если с вами люди с щедрой душой, которые делятся добротой души с другими людьми»; читать и пересказать притчу стр.219–220 учебника.
Заключительное слово воспитателя:
Еще раз прочитайте свои работы – эссе. Пусть у вас все эти пожелания сохранятся, развивайте их, идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил.

                                                                                               

Фенина Т.

М.Детский дом

 г. Астана

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.