Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом от индустриального общества к информационному. Вслед за процессом глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В этой связи представляются ценными два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании: с одной стороны – поиск общих критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре, с другой — сохранение и преумножение имеющихся культурно – педагогических традиций.
Вливаясь в общий процесс демократизации образования в мире, а также опираясь на идеи российских свободомыслящих педагогов прошлого и настоящего, была создана и Примерная Программа «Детский сад по системе Монтессори». И несмотря на то, что первый детский сад по системе Монтессори был открыт в России в 1913 году, данная методика остается актуальной по сей день. Все чаще мы слышим об открытии не только детских садов, центров, но и кабинетов, работающих по системе М.Монтессори. Наш детский сад не стал исключением, вот уже на протяжении 3 лет у нас работает кабинет – Монтессори. а значит у каждого из педагогов есть возможность не только поближе познакомиться с данной методикой, но и самим использовать элементы Монтессори педагогики.
М. Монтессори справедливо утверждала, что ребенок, кардинально отличается от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.
«Впитывающий разум» — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, , без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранных языков: дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них отмечается заметный интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.
Для меня, как учителя английского языка, особый интерес вызывает «Зона развития языка». Именно в этой зоне я нахожу необходимый материал для расширения словарного запаса по различным темам – классификационные карточки с обобщением, тестовые картинки «Что это?», «Кто это?», «один или много»,материал для развития фонематического слуха – наборы мелких предметов, наборы фигурок животных, диких и домашних, звуковые игры; материал для знакомства с английскими буквами – шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.
Зона космоса» дает мне возможность создать предметно – развивающую среду для знакомства детей с англоговорящими странами. Именно эта зона знакомит дошкольников с местонахождением страны изучаемого языка, флагом, животным и растительным миром. Все Монтессори – материалы, находящиеся в «Зоне космос» являются ключом к окружающему миру, благодаря которому ребенок упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру изучаемого языка. Ценность данной зоны при изучении, как английского, так и любого другого языка не только в возможности заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания о той или иной стране, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое.
Термин М. Монтессори «трехступенчатый урок» созвучен с методикой ознакомления дошкольников с новой лексикой :
1 ступень: педагог устанавливает связь между предметом и названием на английском языке, он указывает на предмет и при этом четко и ясно произносит его название на языке:This is«…».
2 ступень: фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может занять разное время у разных детей. Учитель называет предмет и дает ребенку поручения:«Give me, please …», «Take, please …», «Show, please …» и т.п.
3 ступень: педагог указывает на предмет и предлагает ребенку назвать его: «What is this?». Теперь название предмета на английском языке становиться частью его активного словаря.
Базовый набор материалов для упражнений в обыденных умениях жизненной практики создает прекрасную возможность для проведения на английском языке ролевых игр.
Ребенок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему семья. Наша задача – помочь ребенку овладеть разными видами речевой деятельности как на родном так и на иностранном языке.
Наличие в саду кабинета Монтессори дает прекрасную возможность создать прекрасную предметно – развивающую языковую среду, а значит создает благоприятные условия для формирования коммуникативно – языковой компетентности дошкольников при обучении английскому языку.
Т.Н. Усольцева,
учитель английского языка,
ГККП «Ясли — сад «Ақ бота»,
г.Петропавловск