Home » Жаңалықтар » Использование изобразительного творчества на уроках литературы

Использование изобразительного творчества на уроках литературы

sam_1221Петранова Наталья Сергеевна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Жамбылская средняя школа»,
Костанайский район, п.Жамбыл

Пока ребенок рисует, он думает о предмете
своего изображения так,
как если бы он о нем рассказывал.
Л.С. Выготский

Человек XXI века — это творческая личность. Он должен быть активным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, коммуникативным, умеющим отстаивать свое мнение. Развитие этих способностей  прежде всего зависит от применения в школе новых технологий и средств обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Считаю, необходимо разумное сочетание традиционных под­ходов и новых идей. Только комбинируя различ­ные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе. При использовании тех или иных методических приемов важ­ным является конечный результат —  кри­терий эффективности. Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является собственный рисунок учащегося.

Являясь учителем русской литературы, часто использую на уроках методы изобразительного творчества, которые способствуют развитию креативного мышления учащихся, устной и письменной речи, умению анализировать и делать выводы. Это создает благоприятные условия для речевых ситуаций, повышает мотивацию, обеспечивает единство конкретного и абстрактного.

Любое литературное произведение, особенно лирическое, вызывает у человека определённое эмоциональное состояние. Давно замечено, что своё эмоциональное состояние человеку легче бывает выразить цветом (цветовыми ассоциациями), нежели словами, т.к. цвет является универсальным символом личностного восприятия и психологического состояния субъекта.  Поэтому психологи широко используют методику М. Люшера (цветодиагностика), на основании которой создаются цветограммы, отражающие психологическое и эмоциональное состояние человека. Вариант подобной методики используется мной при изучении и анализе литературных произведений. Суть цветограммы  состоит в том, что, при помощи цветных карандашей,  учащиеся показывают на бумаге эмоциональное состояние героя в какой-то период его жизни. В тетрадях или на листе А4 ученики рисуют сердце, которое раскрашивают разными цветами, используя таблицу «Цветограмма»

ЦВЕТОБОЗНАЧЕНИЕ
БелыйЧистота, искренность
ГолубойСправедливость
СинийТревожность
ЖёлтыйРадость
ОранжевыйПраздничность, фейерверк
ЗелёныйПокой, умиротворение
КоричневыйПотеря веры, неверие
ФиолетовыйОбман, ложь
ЧёрныйМрак
СерыйОпустошение, депрессия, отсутствие веры
КрасныйАгрессия, злость, стыд
БордовыйОфициальный  траур
Темно-зеленыйОфициальный, торжественный

 

Обычно я прошу разделить сердце пополам, чтобы учащиеся могли показать душевное состояние героя до и после каких-либо важных событий в его жизни. Также при помощи этого приема учащиеся раскрашивают «свое» сердце, показывая настроение на каком-либо этапе прочтения произведения. Темные краски переходят в яркие, насыщенные цвета и наоборот. Сердце напоминает лоскутное одеяло. Презентация рисунка сопровождается пояснениями, комментариями, тем самым способствует развитию речи, мышления и т.д. Данный прием используется как при  индивидуальной работе, так и в парной, групповой. При желании таблицу можно реконструировать, дополнять.

«Силуэт героя» — еще один  метод  использования изобразительного творчества на уроках литературы, который также способствует развитию аналитического мышления школьников.

Учащимся предлагается нарисовать силуэт человека, а на частях его тела сделать надписи, характеризующие героя произведения. Голова – мысли, переживания, планы на будущее; сердце – любовь, забота о ком-либо; руки-поступки героя, деятельность; ноги – черты характера; ступни – социальное и материальное положение; живот (жизнь) – ошибки героя, совершенные в отношении других людей. Данный метод может быть использован как во время классной работы, так и при выполнении домашнего задания.

После изучения произведения (при наличии времени) можно создать ситуацию, при которой ученики становятся художниками издательства. Им предлагается создать обложку книги, нарисовать иллюстрации к произведению. Весь свой творческий потенциал, талант показывают школьники при выполнении этой работы.

Все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. В процессе обучения очень важным является личностный под­ход, адаптация к индивидуальным особенностям ученика. Конечно, личность ребенка в школе только формируется, и, мы педагоги, оказы­ваем влияние на формирование этой личности, а поэтому обязаны ува­жительно относиться к формирующейся личности ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, характер, способности, потребности, уровень подготовки и многие другие факторы. Но главное — это желание учителя сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.