Инклюзивное и специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.
Начальным звеном системы инклюзивного и специального образования в республике является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных образовательных условиях. Сегодня в городе Астане действуют 4 ПМПК.
ПМПК является одним из видов специальных организаций образования. В соответствии с типовыми штатами ПМПК укомплектована следующими кадрами: заведующая, логопед, психолог, сурдопедагог, психиатр, невропатолог, сурдолог, офтальмолог.
Специалисты определяют уровень и особенности психофизического развития ребенка, выявляют причину и характер школьной неуспеваемости, рекомендуют условия и программу обучения и воспитания ребенка.
Ежегодно специалисты обследуют более тысячи детей в год с проблемами в психофизическом развитии, нарушением речи, ЗПР, НОДА, нарушением интеллекта. На учете в ПМПК состоят 2142 ребенка.
Для обследования детей ПМПК полностью оснащена необходимым методическим и диагностическим материалом, игрушками; медицинским оборудованием для офтальмологического и сурдологического обследования.
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №1»
Кабинет психолого-педагогической коррекции — это новый тип учреждений специального образования, где дети получают бесплатную комплексную психолого-педагогическую помощь целого ряда специалистов: логопеда, дефектолога, сурдопедагога, педагога-психолога, воспитателя. Основной контингент детей − дети с нарушениями слуха.
Деятельность Кабинета осуществляется по следующим направлениям: диагностическая деятельность; коррекционно — развивающая деятельность; научно-методическая и информационная деятельность; консультативно — просветительская деятельность; деятельность по сопровождению инклюзивного образования в общеобразовательный процесс.
Ежегодно данный Кабинет обслуживает около 120 детей с различными нарушениями в развитии. В течение четырех лет коррекционно – развивающую помощь получили 500 детей с особыми образовательными потребностями. На сегодня 17 детей с нарушением слуха (носители кохлеарного импланта) обучаются в инклюзивных классах общеобразовательных школ по месту жительства г.Астаны. Опыт показывает, что дети получившие коррекционный курс Кабинета намного легче адаптируются к условиям школы.
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №2» города Астаны Кабинет психолого-педагогической коррекции для детей с ограниченными возможностями — это пока единственное в г. Астана учреждение, работающее со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста. В центре оборудован лечебно-физкультурный кабинет, комната Монтессори, игровая комната.
Коррекционный центр ежемесячно смогут посещать более 60 детей с ограниченными возможностями развития, и в первую очередь — с нарушением зрения. Бесплатно, на основе государственной квоты, детям предоставлена комплексная помощь специалистов: тифлопедагога, логопеда, дефектолога, психолога, хореографа, специалиста по лечебной физкультуре и других. Специалисты помогут не только в развитии способностей и социально-бытовых навыков, но также будут способствовать подготовке к поступлению детей в образовательные учреждения
КГУ «Реабилитационный центр №1» был создан с целью оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении. За 2005год по 2017год в Центре получили помощь 1200 детей. Комплексная коррекционная помощь предполагает взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей: специальных педагогов (олигофренопедагогов, логопедов), психологов, воспитателей, врачей (педиатр, физиотерапевт, психотерапевт).
В Центре организованы 3 формы обучения детей с различной структурой дефекта, разного возраста и с различным уровнем обучаемости:
- группы кратковременного пребывания детей;
2.индивидуальная форма обучения;
3.консультативная форма помощи родителям и детям.
Реабилитационный центр располагает кабинетами для индивидуальных и групповых занятий, проведения физиопроцедур и массажа, залом ЛФК и игровой комнатой.
В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах.
ГУ Школа-гимназия №10
В 2016-2017 учебном году в ШГ №10. функционировало 18 коррекционных классов в них обучаются 185 учеников. Из них 8 классов с государственным языком и 10 классов с русским языком обучения. В 2016 году был открыт 0 класс для незрячих детей. Сейчас они обучаются в 1 «Е» классе. В классе 6 учеников. Кабинет оснащен тифлосредствами и тифлоприборами.
Для организации лечебно–восстановительной и коррекционно–педагоги-ческой работы с учащимися в медицинском кабинете установлены три синап-тофора и лампа засвета по Куперу. Кабинет для занятий тифлопедагога с детьми оформлен материалами для развития зрительного восприятия, познавательной деятельности, мелкой моторики рук: лего, мозаика, трафареты, раскраски и другой раздаточный материал. В кабинете 2 компьютера с программами для лечения косоглазия и амблиопии.
Казахстанская ассоциация дошкольных организаций,
г. Астана