Home » Мақалалар » Индивидуальное сознание педагога

Индивидуальное сознание педагога

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, ставят систему образования перед постоянной необходимостью модернизации и обусловливают потребность в специалисте думающем, саморазвивающемся. Обновленная образовательная программа должна существенно изменить ценностные ориентиры педагогической практики, в которой принципы гумманизации объявляются ведущими. Реформирование образования являются очень значимыми для каждого казахстанца, для будущего страны.  Реализация обновления содержания образования предполагает уважение к участникам учебно-воспитательного процесса, развитие их потенциальных творческих способностей, воспитание ответственного отношения к себе, к другим людям, к планете Земля, к Вселенной и многое другое. Изменения государственной парадигмы образования направлены на приоритет личностного развития и самореализации педагога. Обществу нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной педагогической деятельности, но и сформированный как творческая личность, способный выявить и создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения. Задачей профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного, ответственного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

К личности учителя, его профессионализму предъявляются очень высокие требования. В настоящее время важна не система знаний, умений и навыков сама по себе, а возможность создать условия для развития ключевых компетентностей, которые включают не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

В психолого-педагогической науке сейчас происходит рефлексия всего круга проблем, связанных с наиболее распространенным типом индивидуального профессионального сознания педагога — как одним из мощнейших факторов, влияющих на перспективы развития казахстанского образования. Можно прогнозировать не менее серьезное влияние этого фактора и на современную попытку реформировать образование, особенно в том случае, если она будет носить гуманистический, развивающий характер.

Индивидуальное профессиональное развитие, характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, преодолеть собственные профессиональные возможности, определяется противоречиями между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным профессиональным опытом. Осознав себя в роли учителя, воспитателя, педагога человек открывает для себя возможности активного профессионального саморазвития. Индивидуальное сознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, — индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере. По мере роста профессионализма индивидуальное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку — профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение индивидуального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности. Индивидуальное сознание педагога — понимается осознанием себя, как в системе профессиональной деятельности, так и в системе педагогического общения. Осознание учителем себя как субъекта педагогической деятельности, пригодности своих качеств, способностей, своей социальной значимости.

Колбасина Л.В.,

главный специалист отдела

методического обеспечения

инновационного развития

филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПК»,

г. Костанай

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.