Цели урока
Обучающие:
- повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
- упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
- обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых изученных существительных;
Развивающие:
- Развивать творческие способности студентов.
- Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.
Воспитательные:
1.Формировать у студентов чувство языка.
- Воспитывать уважение к родной речи.
Деятельностная: сформировать у студентов способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Тип урока: комбинированный
Формы работы по развитию познавательной деятельности студентов: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение». («Перепутанные логические цепочки», рефлексия.) иллюстрации, интерактивная доска. Слайды. Учебный материал
Оборудование: раздаточный материал, карточки, отпечатанный текст, презентация.
Межпредметные связи: казахский язык, английский язык, история.
Ход урока:
- Организационный момент. 3 мин
- Повторение пройденного материала. 5 мин
- Объяснение нового материала. 15 мин
- Закрепление нового материала 12 мин
Работа с карточками
Выполнение упражнений 5 мин
5) Подведение итогов 3 мин (рефлексия)
6) Оценивание 1 мин
7) Домашнее задание 1 мин
Ход урока
I. Организационный момент. Деление студентов на 2 группы
1 группа — «Кто?»
2 группа — «Что?»2.
II. Повторение пройденного материала.
Мозговой шторм
- Какие разделы русского языка вы знаете?
- Что изучает морфология?
- Сколько частей речи в русском языке?
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Назовите особую часть речи.
- Что такое имя существительное?
Показ слайдов.
III. Объяснение нового материала.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Нарицательными являются существительные, которые называют однородные предметы и явления: река, машина, город, девушка.
Собственными называются существительные, служащие собственным именем данного конкретного предмета и выделяющие его из группы однородных предметов и явлений: Иртыш, Астана, Сочи, Лариса, Алатау.
Неодушевленными называются существительные, служащие наименованиями неживых предметов, а также предметов растительного мира: тетрадь.
Одушевленные существительные являются наименованиями живых «предметов», способных к самостоятельному перемещению в пространстве: брат, лиса, муравей, синица.
В зависимости от характера значения следующие разряды существительных:
- конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету, сочетаются с количественными числительными (два окна, пять книг), имеют форму обоих чисел (лампа – лампы, дом – дома);
- отвлеченные существительные служат названиями качеств, свойств, действий. Они не поддаются счету, в большинстве своем не имеют форм множественного числа (радость, синева, стрельба, движение);
- собирательные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое (листва, профессура, учительство);
- вещественные существительные называют какое-либо однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету. Вещественные существительные имеют форму или только единственного числа (молоко, масло), или форму только множественного числа (сливки, дрожжи), могут сочетаться со словами, обозначающими единицы измерения (стакан чаю, килограмм сахару).
Показ слайдов
IV.Закрепление нового материала
Карточка №1 Выписать имена существительные, определить вид, род.
Мой народ на протяжении двадцати столетий пережил то, что многим более благополучным нациям не могло присниться в страшном сне.
Всегда поражала в моем народе способность переносить даже самые трудные годы, когда он мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой Вечности.
Карточка №2 Выписать имена существительные, определить вид, род.
Так было во время народной борьбы против джунгар, когда казахи отстаивали свою независимость под руководством Кенесары Касымова-последнего свободного хана 19 века. Сейчас мы открываем новую страницу, и выясняется, что казахи не безропотно умирали в степях от голода и репрессий в 30-е годы нашего столетия, а с оружием в руках боролись против системы.
«Перепутанные логические цепочки»
Слово «педагог» возникло в Древней Греции.
Профессия педагога — одна из древнейших и почётных в истории человечества.
(Студенты собирают предложение, находят существительные и определяют род, число, падеж).
Выполнение упражнений 187, 189(устно)
V.Рефлексия
VI.Оценивание
VII.Домашнее задание: выучить правило, упр №169, стр 93.
Джантасова Римма Утаргалиевна,
колледж Болашак»
Мангистауская область, г. Актау