Цель: формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения песен. Учить различать звуки по высоте.
Задачи:
* бодрый шаг с высоким подниманием ноги на легкий бег и бег галопом.
* раскрыть со сказкой, а именно посредством сказочного материала;
* закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе;
* развивать музыкальный слух;
* знакомить с казахскими народными инструментами сазсырнай, жетыген;
* воспитывать интерес к национальным музыкальным инструментам.
Ход занятия.
Вводная ходьба.
Марш «Қазақстан — Гүлстан»
Музыкальное приветствие.
Муз.рук: Салеметсіңдерме, балалар!
Дети: Салеметсізбе!
Муз.рук: Приглашаю вас всех в наш круг радости. Давайте все встанем дружно круг и возьмемся за руки.
Круг радости:
Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, мир, здравствуй век,
Здравствуй, добрый человек!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
– Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение?
Правильно, Зиме! Сегодня мы поговорим о зиме.
− Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, я угадала? А я люблю их рассказывать. Хотите я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку? Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка.Вы закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку зимы.
(звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент
с закрытыми глазами).
− Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша , идет по лесу сама – Волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы спешим ей навстречу и замираем от радости! Зима – кружевница весь лес нарядила! (музыка затихает).
− Откройте глаза и скажите, пожалуйста, вы сумели увидеть зимнюю сказку? Какую зиму вы представляли? (холодную, морозную, снежную, суровую, лютую, студеную). Ребята, посмотрите на экран.
Слайд-шоу «Зима»
(зучит скрип снега)
Муз.рук: Ой, ребята, вы слышите кто-то идет.
(Открывается занавес, входит Королева Зима)
Королева-Зима: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Муз. рук: Ребята, эта же сама Королева – Зимы!
−Добро пожаловать в мое царство! Я очень рада, что вы ко мне пришли!
Царство мое зимнее, холодное. Не бойтесь вы замерзнуть! Чтобы вам не замерзнуть я приготовила разные музыкальные задания. А вот мой волшебный ларец. А в нем много интересных задании, которые вы можете выполнить. (ребенок достает задание, картинку, на который нарисовано ухо)
Королева — Зима: Ребята, скажите для чего нужно нам ухо?
Муз.рук: Правильно, а сейчас послушайте музыку.
Прослушивание музыки.
«Хор птиц» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. (Николай Андреевич Римский-Корсаков — русский композитор, педагог, дирижер.
Он сочинял музыку. (показывает портрет) А теперь послушаем музыку.
− Ребята, скажите какая по характеру музыка? (резвая, бойкая). Кажется будто птицы замерзли и приплясывают, чтобы согреться. Как вы думаете, почему музыка такая веселая, счастливая? (показывает рисунки зимующих птиц) А сейчас послушайте вот эту музыку.
«Дуэт – сазсырнай и жетыген» каз.нар. песня «Қарлығаш»
(Жетыген — казахский древний семиструнный щипковый инструмент,
по форме гусли или лежачую арфу, продолговатый ящик, из куска древесины, под каждую струну подставляли с двух сторон асыки) и (сазсырнай — это древний казахский инструмент из глины в форме животных саз-глина, сырнай – духовой 4 или 6 отверстий пастухи)
Его звучание немного напоминает пение птиц).
Королева –Зима: Молодцы! Давайте посмотрим какие еще есть задании в ларце? Кто хочет достать? (ребенок достает карточку «палочку-звучалочку») Ой, что это? А это мои палочки-звучалочки.
Музыкально-дидактическая игра: «Палочки-звучалочки»
Муз.рук: Молодцы ребята! Отлично справились с заданием. Королева – Зима, ребята готовы выполнить ваши задании, Софья хочет достать из ларца карточку. (она достает карточку, который нарисован нос)
Королева – Зима: Как вы думаете для чего нужен нос? А вы умеете делать дыхательные упражнение?
Дыхательные упражнения:
1 упражнение — «Ладошки»
2 упражнение — «Кошка»
3 упражнение — «Насос»
Королева – Зима: Ай-да, молодцы, ребята, все умеете. Есть еще у меня задание посложнее. Давай, доставай. (ребенок достает карточку, который нарисован рот) Для чего нужен рот?
Муз.рук: Правильно! Для того чтобы петь, распевать распевку.
Упражнение для голоса и слуха: «Зима»
Вот зима кругом бело,
Много снегу намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.
Королева-Зима: Ой, ребята, мой волшебный ларец шепчет мне, что вы отлично поете. Это действительно так? Ну-ка, достаньте карточку. (ребенок достает карточку, дети поют)
Пение.
«Зимняя сказка» колыбельная.
− Ребята, скажите о чем эта песня? Какая по характеру музыка у этой песни? (спокойная, неторопливая, нежная). А сейчас давайте мы с вами споем эту песню.
Королева – Зима: Ах, какая песня, красивая, мелодичная. Так красиво поете.
Муз. рук: Королева – Зима, мы справились с заднием?
Королева-Зима: Нет! Не спешите, ларец мне шепчет, что есть еще одно задание.
Муз.Рук: Интересно! Что на этот раз подготовил нам ларец.
(ребенок достает карточку, дети танцуют)
Муз.Рук: А это! Музыкально-ритмическое движение, это мы умеем. Ну-ка, давайте, ребятки, станомитесь в круг. И ты, Королева – Зима, присоединятесь с нми в круг.
Музыкально-ритмическое движение
Королева – Зима: Ай-да, молодцы, ребята! Вы все отлично справились с моими нелегкими заданиями. Мне так весело аж танцевать захотелось. Мои ноги сами идут в пляс.
Муз.рук: Ну, тогда наши девочки станцуют вместе с тобой танец снежинок.
Исполняется «Танец снежинок»
(Звучит музыка метели и Вьюги)
Королева-Зима: Дети за ваше старание, за ваше активное участие в моих нелегких задании, хочу вам подарить волшебные конфетки.
Краткий анализ занятия. Музыкальное поощрение.
А.А.Кабланбекова,
методист,
«Комплекс Детский сад – начальная школа
им. Н. Абдирова» №33,
г. Астана