Home » Балабақша » Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников  

Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников  

 

 Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое активное приобретение знаний о мире, окружающей среде, закладываются нормы морали, нравственные привычки и понятия, формируется характер. Очень важно в этот период помочь ребенку встать на путь самоопределения, самосознания, социальной адаптации, помочь ему в формировании гармоничной и уверенной в себе личности. О духовно-нравственном и социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста мы поразмышляем в данном материале достаточно подробно.

Социально-нравственное воспитание дошкольников

Социально-нравственное воспитание представляет собой достаточно активный и целенаправленный процесс, помогающий ребенку войти в социум, усвоить определенные моральные нормы, ценности, сформировать привычки поведения и нравственные чувства. Само слово «воспитание» в этом вопросе буквально можно определить следующими задачами:

формирование первых моральных оценок ребенка;

развитие способности самостоятельно рассуждать о моральных нормах;

приобщение к нравственности, ее определение;

формирование социальных эмоций, собственного мировоззрения;

претворение полученных нравственных знаний в поведение;

воспитание полезных навыков, доброжелательного отношения внутри детского коллектива.

Важно отметить, что знание определенных социально-нравственных «законов» и понятий не всегда предполагает, что ребенок будет их применять на практике и внедрять в собственную жизнь. Так как особенную, достаточно важную роль, в становлении нравственности играет не столько процесс обучения, сколько окружающая среда, в которой ребенок растет. В идеале окружающая действительность и то, чему ребенка «обучают» с социально-нравственной точки зрения, должны соответствовать друг другу. Это касается дома, семьи, детского сада. Сложно вырастить морально уравновешенного ребенка с гуманными нравственными принципами, когда он растет в жесткой среде, нормы поведения которой противоречат этим принципам.

Социально-нравственное развитие человека может происходить всю его жизнь, в зависимости от смены ориентиров, окружающей среды и т.д. Но важно именно с дошкольного возраста определить правильный вектор развития в этой сфере.

Педагоги-воспитатели в детских садах, родители – дома в теории знакомят детей с разными сторонами социального окружения. В семье взрослые и дети активно общаются «на равных».

В детском саду организуется коллективная практическая деятельность. Дети вместе играют, организовывают совместные творческие представления, учатся делить между собой «детсадовский быт».

Дошкольников приучают к трудовому воспитанию, накладывая на них определенные обязательства. Обязательства несложные, в основном символические, но они помогают с детства приучать детей к социальной ответственности. В качестве примера трудового воспитания можно привести организацию дежурства по кухне в детском саду: дошкольники согласно графику должны помогать повару (няне) накрывать на столы во время завтраков/обедов, а потом убирать посуду. Такие же действия родители могут совершать и дома, приобщая ребенка к совместным «субботникам», домашней уборке и т.п.

Качественными средствами социально-нравственного воспитания детей является их приобщение к природе, народному фольклору, музыке, художественной литературе, изобразительному искусству.

Важно развивать детей не только с социальной стороны, но и давая им духовно-нравственное воспитание. Не только педагоги детских садов, но и сами родители не должны забывать о важности развития духовности. 90-е годы прошлого столетия сильно отразились на нашей стране не только с точки зрения экономики, но и в других, не менее важных, аспектах. Тысячи молодых людей утратили смысл жизни, деградировали с точки зрения нравственности, остро переживали духовный кризис, что выразилось в высоком росте преступности, алкоголизма, наркомании. Современная молодежь , конечно, гораздо устойчивее в моральном плане, но ей свойственные другие «бичи» современности: культ потребления, четкое социальное разделение людей. Морально неуравновешенному человеку, а именно такими являются маленькие дети, очень сложно самому сориентироваться в моральном плане, когда вокруг давит негатив (из СМИ, интернета, от чужих людей). Чтобы ребенок не вырост потребителем и не был жестоким по отношению к окружающим, важно помочь ему сформировать собственный духовный стержень. Его правильное и достойное формирование возможно только общими усилиями семьи, дошкольных учреждений, государства.

Духовное воспитание детей на основе православия в современной России занимает особенное место. Практически в каждом населенном пункте можно найти православные воскресные школы, в которых посредством игр и занятий происходит активное духовное воспитание. Детей приобщают к ценностям православной культуры, нравственным нормам морали с точки зрения Христианства, учат различать добро и зло, пресекать безнравственность. Также на таких занятиях формируется чувство любви к Родине, укрепление воли, развитие выносливости, дети приобщаются к хоровому пению, классической и духовной музыке.

Однако, не стоит религию и духовность непременно объединять. В нашей стране можно встретить много людей, считающих себя атеистами. Но это не значит, что их всех можно назвать неразвитыми с точки зрения духовности. В ее понятие относятся и следующие аспекты:

-преемственность поколений;

-патриотизм;

-умение ценить заслуги своих предков;

-ценность семьи;

-возможность видеть «прекрасное», то есть эстетику;

-размышления на тему собственного внутреннего мира, предназначения.

Духовный человек не ставит выше всего материальные ценности, понимая, что есть что-то более важное в жизни. Поэтому, если вы по каким-то причинам не хотите водить детей в церковь, приобщать их к религии, то вы можете помочь им развивать духовность другими способами. Приобщайте ребенка к культурному наследию страны, формируйте бережное отношение к ценностям, созданными предыдущими поколениями, учите ценить традиции своего народа, приобщайте к устному народному творчеству.

Конечно, не стоит усаживать ребенка на стул и читать ему лекции и исторические выдержки из учебников. Дети дошкольного возраста гораздо больше впитывают той информации, которая была им преподнесена в игровой форме, ненавязчиво, но интересно. И гораздо лучше проводить духовно-нравственное воспитание «вживую» с ребенком, а не просто показывая фильмы по интернету. Из десятков таких фильмов малыш не вспомнит и половины. Но он наверняка на всю жизнь запомнит рассказ собственного деда, бабушки или даже прадеда, который усадил его на свою коленку и «один на один» рассказал свой жизненный случай.

Поэтому развивайтесь вместе со своим ребенком, тогда результат будет продуктивным. Если говорить о проведении тематических мероприятий, то устройте осеннюю ярмарку по случаю сбора урожая, отмечайте государственные праздники и памятные даты с обязательным изучением истории этих праздников, создавайте поделки, рисунки на темы ВОВ, Рождества, Нового года и т.п. Важно посещать с детьми музеи, выставки, изучать историю национального костюма, кулинарии.

Как проводить нравственное воспитание дошкольников в зависимости от возраста.Если говорить об особенностях воспитания согласно возрасту, то родителям следует знать следующее:

Ребенка до 3-х лет стоит мотивировать на простейшие рассуждения об окружающем мире, играм в коллективе, выполнение действий без помощи взрослых.

К трем годам малыша стоит учить благодарить, вежливо общаться, различать «плохие» и «хорошие» поступки.

В 4 года ребенок уже вполне может выполнять несложные поручения, проявлять отзывчивость, жалость. Его нужно хвалить, одобрять, учить сопереживанию.

К 5 годам ребенок уже должен знать, что такое правдивость, почему плохо обманывать. При должном воспитании в 5 лет малыш четко будет понимать, что нужно помогать слабым, заботится о малышах, беречь животных, растения и т.п.

И помните, что маленькие дети достаточно искренни в своем поведении и совсем не умеют контролировать поведение и, тем более, анализировать собственные поступки. В то же время им свойственна подражательность. Они в разных ситуациях поступают так, как поступили или поступили бы их близкие: мама, папа, брат, сестра. Нетрудно догадаться, что перед глазами у ребенка любого возраста должны быть достойные для подражания примеры правильного поведения. Жизнь в семье стоит организовывать таким образом, чтобы были удовлетворены не только потребности материального плана, но и духовные, нравственные.

 

Рыбина Т.В, воспитатель,

КГКП детский сад «Шаңырақ»,

г. Караганда

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.