Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношении к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология .национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.
Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха
взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «, «», «Масленица»; весной— наши любимые «Наурыз », «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Защитники Отечества».
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
На протяжении всего годичного праздничного крута воспитатели знакомят детей с казахским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Детей 3—7 лет педагоги знакомят с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5—7 лет — и с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников педагоги акцентируют на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Со старшими дошкольниками классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Педагоги помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, саукеле, камзол, мужскую чапан и др. (в рисунке, аппликации).
Педагоги знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.
Взрослые знакомят также детей с юртой( как её собирают и разбирают, а также убранство юрты).
Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.
В совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми ребенок получает первоначальное представление об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.
Посещение музея
Посещение .музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Задачи:
— осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;
— ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;
— приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;
— осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Дети посещают музей в период ожидания праздника и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.
Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
Поэтому для детских садов, имеющих такую возможность, стало нормой посещение детьми и взрослыми (педагоги, родители) музеев, в которых дети встречаются с истинными произведениями народно-прикладного искусства, промысловой деятельности и живописи.
Подготовка к посещению музея. Педагоги предварительно определяют объекты для посещения, формы изучения музейных экспонатов. Намечают основные задачи, думают над тем, как лучше подготовить ребят к посещению музея, дать представление о том, для чего нужны музеи, зачем нужно хранить предметы, как следует относиться ко всему, что хранится в музеях.
Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.
Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.
После посещения музея педагоги создают условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливают понравившиеся предметы..
При оценке результатов детской деятельности педагоги подчеркивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.
Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Дети посещают музей в период ожидания праздника. Любуясь музейными экспонатами, малыши проникаются чувством благодарности и уважения к сотрудникам музея — хранителям древней красоты.
Затем в детском саду взрослые вместе с детьми оформляют мини-музей «Юрта», выставку мастеров.
Оборудование музея — это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями, познавательные рассказы взрослых, творчество самих ребят.
В каждый предпраздничный период музей «Юрта» пополняется новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома или изготавливают сами по старинным образцам. Появлению предмета в юрте предшествуют познавательный рассказ, целевые наблюдения.
Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят — это вышивки, кружева, домотканые коврики, дорожки, полотенца, произведения живописи местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду и др.
Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки может быть зал, изостудия, групповая комната.
Творческая деятельность детей
Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.
Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.
Познавательные беседы
По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.
Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник («Наурыз»,» Сабан-той» и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.
Праздники в детском саду и семье начинаются с осени.
Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.
С октября начинаются календарные народные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека. Первый народный праздник — «Ярмарка», « Сабан-той» . Затем –«Новый год и рождество», «Масленица», « Наурыз».
Балтабаева Алмагуль Тастеновна
Ясли сад №30 «Кайнар»
Г.Астана