Тема: «Если дружат люди – дружат языки!»
Цель: формирование знаний учащихся о значимости праздника День языков; стимулирование интереса к изучению русского языка; создание условий для демонстрации учащимися знаний и умений; воспитание уважения к языкам.
Оформление: презентация.
Оборудование: интерактивная доска, фишки разного цвета, раздаточный материал, грамоты победителям.
«Язык – живая душа народа»
Ход мероприятия:
Учитель:
— Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся! Разрешите начать наше мероприятие, посвященное Дню языков народа Казахстана! Мы сегодня будем говорить о значимости языка как средства человеческого общения. Нужно учиться выражать свои мысли ясно, точно и образно. Поэтому надо стремиться к высокой культуре речи.
1 ведущий:
— Қайырлы күн, құрметті қонақтар! Сіздер, тілдер мерекесіне орай ұйымдастырылып отырған мерекесін бастауға рұқсат етініздер.
2 ведущий:
— Добрый день, дорогие гости! Добро пожаловать на наш праздник, посвященный Дню языков народа Казахстана!
— В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык – это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
В нашей республике живут люди разных национальностей. Их насчитывается более 130. И живем мы все в мире, дружбе и согласии. Зовемся одним словом – казахстанцы! У нас нет межнациональных конфликтов. Почему? Благодаря правильной политике нашего Президента Н. А. Назарбаева. Наше государство живет и процветает в мире. Мир так важен для всех.
2 ведущий:
— На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли. У каждого языка своя история, своя судьба, связанная с судьбами других языков. Через язык люди находят друг друга и учатся понимать духовную культуру, обычаи и обряды народа. И нет такого языка, который бы не заслуживал уважения
Ежегодно, 22 сентября, вся наша страна отмечает этот день как День языков народов Казахстана. Этот день был объявлен Указом Президента Республики Казахстан 20 января 1998 года и стал общим праздником всех казахстанцев.
1 ведущий:
— Наш Президент Н. А. Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на трех языках – казахском, русском, английском, не забывая при этом своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков – это наше богатство!
Мы поздравляем всех с Днем языков. И надеемся, что вам будет интересно провести это время с нами.
2 ведущий:
— На земном шаре много языков. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих шести языков могут осуществляться межгосударственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, совещания на мировом уровне.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
1 ведущий:
— Но как родной люблю язык я русский:
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нем живые трепетные чувства открылись мне,
И мир открылся в них.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею.
Утратив русский – стану я глухой.
— «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным» — это слова великого Абая. Сегодня мы проведем своеобразный турнир на знание русского языка.
2 ведущий:
— Представим компетентное жюри, которое в конце турнира, определит среди вас победителей номинаций: «Мастер красноречия!», «Самый мудрый!», «Юный писатель!»,
«Грамотей!», «Актерское мастерство», «Лучший переводчик», «Зрительские симпатии». Желаем всем участникам турнира удачи и творческих побед!
1 ведущий:
— каждый класс представляет один представитель – знаток русского языка. Я прошу вас представиться.
Итак, первый тур «Визитка».
* Представители представляют домашнее задание «Визитка».
2 ведущий:
— Второй тур «Сосчитай-ка буквы Ы». Задание второе:
— Сколько букв Ы в этом тексте? Посчитайте, но не озвучивайте, подпишите свои имена, класс и правильный ответ на листе заданий. Передайте листочки членам жюри.
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…пленка, — еще получишь свою порц…ю». (5)
1 ведущий:
— Третий тур «Рассыпавшийся текст». Задание третье:
— Восстановить текст. Посчитать сколько в нем имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?
1.ОТЕЛ.
Нстуопила отел. В уесл хоит. Мдвееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
(Лето. Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10 сущ., 1 прилаг., 5 глаголов)).
- Шана месья
Ым миевж в енатсА. Сан у аяжнрду месья. Ым сямуич в елшок. Апап тебароат ан деазво. Амам тебароат в елшок. В сервоькнес ым хмаеытод.
(Мы живем в Астане. У нас дружная семья. Мы учимся в школе. Папа работает на заводе. Мама работает в школе. В воскресенье мы отдыхаем. 8 сущ., 1 прилаг., 5 глаголов)
- В суле.
Аберят илрпши в сел. Сел ылб ойшьбло. Теид ксиали ыргиб. Аовв и Раве шинал быейл ргиб. Ооршхо в суле!
(Ребята пришли в лес. Лес был большой. Дети искали грибы. Вова и Вера нашли белый гриб. Хорошо в лесу! 9 сущ., 2 прилаг., 4 глагола).
4. Ариодн.
Анша Арноди яшаьобл. У нса ьетс роыг, елас, ерик, лояп и гуал. Ьетс рбифаик и зводыа. Езарын ыанрдо ижтув у нса. Есв ион ижтув ожнрду.
(Наша Родина большая. У нас есть горы, леса, реки, поля и луга. Есть фабрики и заводы. Разные народы живут у нас. Все они живут дружно. 9 сущ., 2 прилаг., 4 глагола).
- Показор
Олетм теид длииох в показор. Мта оонгм зйврее и цпит. Аберят илвде ргаит, оклва, ямдеве, слиу. Нио имлкиор нсоал. Имлкиор лбеку.
(Летом дети ходили в зоопарк. Там много зверей и птиц. Ребята видели тигра, волка, медведя, лису. Они кормили слона. Кормили белку. 12 сущ., 0 прилаг., 4 глагола).
- Йжиов лукгоо.
Лсеоп орукво ым миед в йжиов лукгоо. Амт у сна гоонм баотры. Я юад ооклом иужке. Адмив лвиатен уодв ляд ровкилок. Ирашг итсчи уелкт. Ааштна и Яюл тюалпоив вцыте. Ым таеморб ожнрду.
(После уроков мы идем в живой уголок. Там у нас много работы. Я даю молоко ежику. Вадим наливает воду для кроликов. Гриша чистит клетку. Наташа и Юля поливают цветы. Мы работаем дружно. 13 сущ., 1 парилаг., 6 глаголов).
- Яом смьясе.
У асн в смьесе ьмес клочве. У няем ьсет аамм и аапп. У няем ьсет трсашйи тарб Ейрегс и ессарт Шаад. . У няем ьсет ашкбуаб и аддекшау. Ым стоач бисароеямс есв мсвтее. Оям смьясе жяаурдн.
(У нас в семье семь человек. У меня есть мама и папа. У меня есть старший брат Сергей и сестра Даша. У меня есть бабушка и дедушка. Мы часто собираемся все вместе. Моя семья дружная. 11 сущ., 2 прил., 4 глаг.)
2 ведущий:
Вопросы зрителям:
- Слова, которые имеют несколько лексических значений. (многозначные)
- Слова, употребляемые в той или иной местности (диалектные)
- Слова, употребляемые в той или иной профессии (профессионализмы4.
- То, что слово обозначает (лексическое значение)5.
- Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь (слова-паразиты)6.
- Словарный запас человека (Лексика)7.
- Слова, с противоположным лексическим значением (антонимы)
- Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
1 ведущий:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе — не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну, что ж, приступим, господа?
— Четвертый тур «Найди половинку». Задание четвертое: «Найди вторую половинку» (пословицы)
- Человеческое слово … острее стрелы.
- Видно птицу … по полету.
- Речи что мед, … а дела – что полынь.
- Землю красит солнце, … а человека труд.
- Испокон века … книга растит человека.
- Делу – время, … потехе — час.
- Грамоте учиться … всегда пригодится.
2 ведущий:
— Пятый тур. Задание пятое: «Лучший переводчик».
— переведите слова на казахский, английский.
- Молоко, рука, язык.
- Цветок, голова, зубы.
- До свидания, глаза, слово.
- страна, город, книга.
- Телевизор, лес, мальчик.
- Школа, семья, девочка.
- Здравствуйте, доска, дедушка.
1 ведущий:
— Задание зрителям «Скажи одним словом».
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(водой не разольешь).
- Мы исходили городок
Буквально … (вдоль и поперек).
- и так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова).
- Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).
2 ведущий:
— Шестой тур. Задание шестое: «Проба пера».
— Каждый участник напишет и прочтет поздравление с праздником. Пожелание должно быть оригинальным, кратким, лаконичным, выразительным, эмоциональным и не в стихах.
1 ведущий:
Задание зрителям: «Словари». Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Ответьте на вопросы.
— Он дает лексическое значение слова? (Толковый)
— Он подбирает близкие по значению слова. ( Словарь синонимов)
— Он подбирает противоположные по значению слова. (Словарь антонимов).
— Он содержит информацию об истории возникновения слова (Этимологический).
— Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический словарь)
— Он содержит правильное написание слова. (Орфографический словарь)
Выступление участников.
2 ведущий:
— На этом наши конкурсы исчерпаны. Спасибо участникам. Жюри подводит итоги.
1.ведущий:
— Народная мудрость гласит «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Язык – это, прежде всего слово, оно придает уникальность айтысам, русским былинам и сказкам. Отнимите слово, и душа народа потеряет свою первозданность и красоту.
2 ведущий:
— Язык – это мостик к общению и пониманию. Знайте свой язык, изучайте другие, говорите на разных языках
* Слово жюри. Награждение победителей-номинантов.
- ведущий:
— Спасибо всем участникам сегодняшнего мероприятия. До свидания, до новых встреч!
Баярстанова А. А., Масимова З. Г.,
учителя русского языка и литературы
школы-лицея № 50 «Қазғарыш»
имени Райымбек батыра г. Астана