ДОО «Академия»
ТОО «Сана Бала»
педагог образовательного центра
Ящук С.П.
«Детский сад- росток этикета»
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, учтивы.
А.П.Чехов.
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Современное понятие слова этикет близко к первоначальному значению и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье.
Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Программа «Детский сад — росток этикета», содержащая игровые занятия, инсценировки, беседы, стихи, поможет педагогам в ненавязчивой форме не только научить детей основам этикета, но и воспитать в них отзывчивость, общительность, внимание к окружающим.
Цель программы: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.
Основная задача: воспитать ребёнка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е привить ему определённые этикетные нормы.
Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:
-Управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
-Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
— Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
— Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
-Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
-Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
-Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
-Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
— Закреплять умения быть вежливыми в общении с взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.);
-Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре).
-Учить детей правилам общения по телефону;
— Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
-Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
-Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.
-Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.
В программе соблюдаются следующие принципы: системность, доступность, целостность.
Также в ней представлены задачи воспитания навыков культурного поведения у детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, методические рекомендации, а также перспективный план и технологические карты организованной учебной деятельности .
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.
Раннее обучение детей в дошкольных организациях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Однако, нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в детских садах уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе, как с взрослыми, так и со своими сверстниками.
Цель педагога и родителя — подготовить детей к жизни. Мы должны дать им путёвку в школьное детство. Если мы сформируем достойное настоящее, то государство и общество получит от них достойное будущее. Ведь дети станут созидателями новой жизни.
Основное правило этикета – иди к людям с улыбкой и добрым словом.
Ожидаемый результат:
— воспитание у детей нравственных и эстетических качеств;
-привить детям потребность выполнять правила этикета, культуры общения и поведения;
-развитие ребёнка как целостно-развитой личности;
-снижение агрессивности, овладение детьми разными формами и способами культуры поведения, умение применять их в жизни в зависимости от ситуации.
Воспитанники смогут применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета, уважать старших.