По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения,
не размеры городов, не собранный
урожай — нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна.
Р. У. Эмерсон
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.
Реформы, начатые в системе казахстанского образования, ориентированы на новую идею, в центре которой лежит отказ от широко распространенной прежде концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену» и переход к новому ориентиру — «образование ради повышения качества развития личности учащегося». Они вызваны масштабами изменения, которые происходят в нашем обществе. Это общество заинтересовано в том, чтобы выпускники школ могли принимать самостоятельно решения, гибко адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. Этого не может дать существующее среднее образование, которое нацелено на передачу готовой информации и не развивает у учеников мышление высокого уровня. Такие ученики напоминают, по мнению А. Гина, «фаршированную рыбу».
Бесспорно, в век интеграции Казахстана в мировое пространство, в том числе и образовательное, необходимо обновление содержания среднего образования, которое требует определенной подготовки системы школьного образования республики. В первую очередь, это переподготовка педагогических кадров. Ведь именно от учителя будет зависеть какую роль будет играть школа в 21 веке, так как профессия педагога находится на стыке науки и практики. В связи с этим возникает необходимость пересмотра существующих стандартов колледжей, вузов по подготовке педагогических кадров, так как переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к кадровому ресурсу.
Повышение квалификации педагогических работников является ключевым фактором в связи с переходом на обновление содержания среднего образования республики Казахстан. Большую, плодотворную работу в данном направлении осуществляет Акционерное общество «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», который в этом году отмечает 5-летний юбилей. К этой дате мы подошли с большим багажом практики и передового опыта в подготовке повышения квалификации учителей. Начиная с 2012 года на базе АО «НЦПК «Өрлеу» и его филиалах прошли обучение более 40 тысяч педагогов страны. Около 10 тысяч педагогов прошли краткосрочные курсы по развитию функциональной грамотности школьников в рамках подготовки к международному исследованию PISA.
На базе филиала АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» в 2016 году по образовательным программам в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан обучились 2065 учителей. Это учителя казахского, русского, английского языков, учителя начальных классов, музыки и художественного труда. С 2017 года наш институт планирует обучение 2365 учителей – предметников. В этом году обучение по обновленной программе пройдут и учителя естественно-математического цикла. Также 54 учителя пройдут курсы по образовательным программам: «Развитие профессиональной компетентности учителей по освоению инновационных методик преподавания предмета на английском языке» (470 часовые от уровня В1 до В2), «Формирование предметной и коммуникативно-языковой компетентности учителей в условиях обучения на трех языках» ( 640 часовые курсы от А2 до В2).
За небольшой срок внедрения обновленной программы учителя-практики отмечают, что она позволяет совершенствовать их педагогическое мастерство, закладывает основы в начальной школе у учеников функционального и творческого применения знаний, развития самостоятельного мышления. С сентября 2015 года прошла апробация нового Стандарта в 30 общеобразовательных школах страны, из которых 12 сельских малокомплектных. Практика показала, что обновление содержания среднего образования развивает способности быть готовыми к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию, осуществляет пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся.
Если остановиться подробнее на образовательной программе курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан, то мы видим, что приоритетом является развитие четырех языковых навыков: слушания, говорения, чтения, письма. Совершенно новым и особенно важным является доминирование лексики над грамматикой, изучение которой идет в контексте сквозных лексических тем. Учителю предлагается разработанная программа, в которой определены не только цели и задачи, организационные требования к процессу преподавания предмета, но педагогические подходы к обучению предмета, благодаря которым учащиеся должны «научиться учиться», стать самостоятельными, мотивированными заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями.
Один из разделов данной программы отведен критериальному оцениванию. Всем известно, что в современной школе можно наблюдать такую картину, когда отметки выставляются по принципу выискивания ошибок. А сегодня очевидно, что такой подход негативно влияет на процесс обучения и, как следствие, снижает уровень внутренней мотивации. Оценивать нужно только работу, но ни в коем случае не личность ученика. Технология критериального оценивания, рекомендованная для среднего образования по обновленной программе, позволяет сделать процесс оценивания прозрачным и валидным. Критерии будут заранее известны как учащимся, так и их родителям по разным видам деятельности и формам работы. Ученикам предоставляется возможность работать на уроке на прибавление, то есть на улучшение отметки.
Разделы и подразделы обновленной программы включают в себя цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела. Все цели достижимые, измеряемые, конкретные. Следует заметить, что многие темы являются сквозными, так как изучаются параллельно на других предметах. Например, раздел «Моя школа» проходит на уроках математики, письма, познания мира, художественный труд, музыка. Это дает возможность школьникам более детально и последовательно освоить темы.
Кроме того, содержание начальной школы отражает политику трехъязычного образования. Цель трехъязычного образования заключается в формировании полиязычной личности. Впервые идея о введении трехъязычия, то есть освоения гражданами РК казахского, русского и английского языков, была озвучена Президентом Н. А. Назарбаевым в октябре 2006 года на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана. И уже в Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков» «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский – государственный язык, русский – язык межнационального общения и английский – язык успешной интеграции в глобальную экономику».
В настоящее время в Акмолинской области Коммунальное государственное учреждение «Профильная школа-гимназия полиязычного обучения №3 имени М. Габдуллина», «Білім — инновация лицеі» города Кокшетау работают по реализации трехъязычного обучения. Уроки информатики, химии, биологии, математики и физики ведут предметники на английском языке. Каждым преподавателем разработаны краткосрочные планы по своим предметам. Для учащихся начального звена введен отдельный предмет «Primary CLIL». Сегодня молодежь понимает, что знание трех языков даст им ключ к мировым рынкам, откроет путь к мировому образовательному пространству, науке и новым технологиям, создаст условия для формирования мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, казахстанской и мировым культурам. Позволит им быть успешными в 21 веке. Особенно сегодня, когда наблюдается технологизация и глобализация, идет активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодого поколения, способного к диалогу с другими культурами. Таким образом, можно заверить, что главную роль отводится образованию. Сегодня очевидно, что с каждым годом роль Образования и Учителя будет усиливаться.
А. Акишева, заместитель директора по УМР
филиала АО НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР
по Акмолинской области»