Обновление системы образования и ее содержания сегодня в Казахстане идет полным ходом. Процесс этот сопровождается коренными изменениями в педагогической теории и практике.
В этой связи в декабре 2016, в январе 2017 г.г. меня, как сотрудника АО «НЦПК «Өрлеу», направили на обучение на тренерские курсы в рамках обновления содержания образования по предметам «Всемирная история и основы права» и «История Казахстана и основы права» в г. Астана при ЦПМ АОО «НИШ». Так как с 1 сентября 2017 года запланировано дальнейшее внедрение обновления содержания среднего общего образования, как в 1, 2 классах, так и в 5, 7 классах общеобразовательных школ.
В итоге, обучившись на курсах повышения квалификации, были сделаны определенные выводы, с которыми хотелось бы поделиться и попытаться объяснить, в первую очередь для себя, выстроить суть обновления содержания образования.
Конечно, это то, что качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе.
Без осмысления новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного, личностно-ориентированного, деятельностного и дифференцированного подходов в обучении это сделать практически невозможно. Именно поэтому современному педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
Так, в проекте учебной программы по предметам «Всемирная история», «История Казахстана» и «Основы права» сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые являются основой для определения содержания учебного предмета.
Кроме того, отличительной особенностью этих учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование ИКТ, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем, и принятие решений.
Для эффективной реализации целей и подходов проекта учебных программ предусматривается необходимость организации процесса обучения на основе исторических концептов, способствующих формированию исторического сознания у учащихся.
Содержательным отличием обновленных образовательных программ по предметам «Всемирная история», «История Казахстана» и «Основы права» является принцип спиральности в планировании содержания предмета, с повторным рассмотрением знаний и понятий по мере перехода учащихся из класса в класс, а также наличие «сквозных тем» в одной образовательной области и в межпредметных связях. Такая «спираль» позволяет добиваться хорошего усвоения знаний и развития навыков.
Особое значение в обновленной программе приобретает понятие «критериальное оценивание». Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Если в традиционной программе в школах применяют пятибалльную систему оценивания и учитель вправе сам решать, это будет «четыре» или «пять», то критериальное оценивание предполагает очень прозрачную оценку, которая будет формативной (безоценочной) в течение всего учебного года, но с обратной связью, и суммативной, которая предполагает итоговую оценку за изучение раздела и за четверть.
Для учащихся, родителей и учителей привычно, что должна быть оценка. Теперь, для учителя будет важно научить ребенка и его родителей обратной связи. То есть в тетрадях ученика педагог будет прописывать, на что следует обратить внимание. Это то, что поможет родителям понять, насколько успешно учится их ребенок. А у учителя, в свою очередь, будет больше возможностей дать точную оценку успеваемости учащегося, потому что любое задание будет формативно оцениваться. Будут определены критерии этого оценивания, и учащиеся будут знать эти критерии, и тогда не будет возникать вопросов, а почему одного похвалили, а другого нет.
Что касается домашнего задания? В обычной системе домашние задания связаны с большой перегрузкой учащихся. Новая программа как раз направлена на то, чтобы эту нагрузку с учащихся снять.
Кроме того, обновленная программа по предметам «Всемирная история», «История Казахстана» и «Основы права» предполагает дифференцированное обучение. На одну и ту же тему у учителя, в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, уровнем их развития, будут заготовлены дифференцированные задания, то есть ребенок не будет себя чувствовать потерянным в этом классе. Например, работа в группе: интеллектуал придумает схему анализа, а другой способный ученик, проведет такой анализ, третий, не интеллектуал, но умеющий просто выделять в тексте главное, заполнит такую схему, и в этом взаимодействии они получат общую оценку: «Молодцы, группа поработала хорошо». В итоге каждый учитель будет стремиться к тому, чтобы дети получили высокий уровень знаний, и данная программа предполагает именно это.
Результаты обучения учащихся в школе потребуют от педагогов всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого ребенка, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. А это как раз то, на что и направлено обновление системы образования и ее содержания.
Сапанова
Гульнар Амангельдыновна,
начальник отдела
мониторинга и анализа