Костанай, Республика Казахстан
Данченко Татьяна Владимировна
Преподаватель Костанайского
технико–экономического колледжа,
магистр педагогических наук
В технико-экономическом колледже КИнЭУ им.М.Дулатова прошла декада лингвистических дисциплин. Мероприятия предметной декады направлены на создание условий для творческого саморазвития студентов, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Традиционная предметная Декада русского языка и литературы является продуманной и подготовленной системой мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей студентов, привития интереса к предметам «русский язык», «литература», «риторика». Методика проведения открытых уроков, занятий, основывались на обще дидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к студентам. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности студентов на занятиях и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка и литературы, мероприятия Декады имели свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.
В период декады лингвистических дисциплин по русскому языку и литературе было запланировано проведение открытого урока и цикл внеклассных мероприятий.
Самостоятельный опыт учащихся не может появиться без деятельности! Формирование ключевых компетентностей возможно, в первую очередь, в ходе самостоятельной учебной деятельности.
Использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной. Данный прием использую на уроках изучения нового материала или обобщения и закрепления изученного материала. Один из видов проектной технологии — групповые проекты.
Данный метод применила на уроке русской литературы при изучении поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Данный метод включает в себя следующие этапы:
этап ориентирования
Каждая группа на этапе подготовке проекта получила опережающее домашнее задание и должна была определить роль участников группы:
- лидера, который организует и координирует подготовку работы, распределяя деятельность учащихся;
- выступающего, который защищает проект;
- рабочую группу, которая осуществляет работу с учебной литературой и художественным текстом.
На данном этапе формируются социальная, коммуникативная компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся.
этап разработки
На уроке при распределении групп, видов деятельности, создавалась таблица критериального оценивания, в которой отражаются все критерии, по которым оценивается проект.
этап реализации проекта
Каждая группа получает свое задание, которое заключается в сборе материала и подготовке выступления по предложенной теме.
- Матрена Тимофеевна Корчагина
- Ермил Гирин
- Яким Нагой
- Савелий богатырь святорусский
Для сопоставления результатов наблюдений учащимся предлагается воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.
План сообщения.
- Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
- Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
- Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
- Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
- Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
- Почему странники не признали героя счастливым?
- Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
- Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Формируются предметная и информационная компетенции через самостоятельную деятельность учащихся.
этап презентации результатов проекта
Составить коллаж, кластер, внести ключевые слова, образы. Каждая группа защищает свой проект.
этап оценки проекта
Учащиеся слушают выступления, оценивают их по предложенным критериям, дополняют ответы. Формируем предметную, коммуникативную, рефлексивную компетенции через представление и обсуждение проектов.
В дни Декады проводилась викторина среди студентов. Ребята отвечали на вопросы викторины, писали эссе
Со студентами 1 курса механико-технического факультета было проведена литературная гостиная по творчеству А.А.Фета и Ф.И. Тютчева». Она прошла очень интересно и эмоционально. Ребята рассуждали о роли поэтов, оказавших влияние на становление русской поэзии, любовной лирики, стихов о природе; читали наизусть стихотворения на данные темы. Студенты поведали истории любви поэтов, участвовали в викторине, составляли синквейны, рисовали коллажи. По окончании были подведены итоги и вручены грамоты.
В период декады лингвистических дисциплин со студентами 1 курса был проведен конкурс сочинений «Золотая осень».
Унылая пора очей очарованья, говорил известный поэт; наши студенты тоже увидели множество красок, какие эмоции передали: восхищение, грусть, радость, печаль, умиление. Их сочинения насыщены изобразительными средствами: эпитеты, олицетворения, метафоры.
Что же значит для наших победителей это золотое время года:
Урженко Артур студент группы 1ПОВТ-10Б- 1 место
«В глазах многих жизнь осенью угасает, но в моих глазах она готовится к долгому сну, чтобы весной воспрянуть с новыми силами. Осень, словно умирающий феникс, который собирается возродиться с новыми силами, готовит окружающую среду к величайшему весеннему возрождению».
Тулеубаев Руслан студент группы 1ПОВТ-10Б- 2 место
«Осенняя пора — наверное, самое красивое время года. Во многих произведениях описывают именно это время года. Поэты, писатели, художники, с нетерпением ждали необычайной гаммы красок с множеством переливов и оттенков. Осенью еще греет осеннее солнышко, как бы отдавая последнее тепло, на небе почти нет туч, только ветер становится холоднее».
Есенгалиев Айдос студент группы 1ПОВТ-10Б- 3 место
«Она прекрасна своими листьями. Никак не можешь привыкнуть к этим необычным краскам. Выйдешь, вдохнешь этот приятный запах, так приятно на душе, и настроение поднимается от этого воздуха. Идешь и не обращаешь внимания на то, что на улице прохладно. Но не всегда есть время ходить и любоваться этим прекрасным временем года. То куда-то надо даже немного обидно. Даже бывает, специально, поздно приходишь домой, ведь на улице необычайно красиво».