Последнее время часто возникают дискуссии о толерантном в мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной целью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусство жить в мире не похожих людей.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовый, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Перед дошкольными учреждениями стоит важная задача – формирование новой культуры общения. К сожалению, в нашем обществе много агрессии, нетерпимости и непримиримости. В данный момент материальные ценности доминируют над духовными, у дошкольников искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.
Дошкольный возраст – это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. Это фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех человеческих начал. Закладываются ценностные основы мировоззрения. Именно, поэтому важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим и готовность принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки, такими, какие они есть. Детей нужно научить видеть, как можно решать проблемы не насильственным путем.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности принятой в 1991 году Генеральной Конференцией ЮНЕСКО. А 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности». Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Среди множества проблем, стоящих перед человечеством, одна из наиболее важных – проблема мира. Нам не сохранить мир, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуры, которые во многом различаются. Невозможно найти на земном шаре страну, где проживало бы население только одной национальности, лишь одной культуры.
Наш Казахстан – многонациональное государство. Так сложилось исторически, что на его территории проживает множество народа, каждый из которых по – своему самобытен и имеет богатые традиции. В связи с этим детей должны приобщать не только к культуре своего народа, но и уважительному доброму отношению к представителям других культур.
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов детского сада реализуются следующие принципы:
1.Принцип субъектности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2.Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду.
3.Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании толерантного сознания и поведения.
4.Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
5.Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо, опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Кроме того, основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях. Существует целая система таких занятий, содержание которых ориентирована на развитие интереса к человеку, обществу, учит личным качествам, формирует навыки и нормы поведения с другими детьми.
Большой вклад внесла Сара Назарбаева для формирования толерантности детей дошкольного возраста, разработав программу «Самопознание». Эта программа формирует у детей первичные жизненно – значимые компетенции в сфере нравственно – духовного отношения к миру, к людям, к самому себе. Программа позволяет прививать такие толерантные качества, как доброта, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, способность к сопереживанию, умению слушать, владеть собой, любить ближнего, дружить.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности была плодотворна, необходимо задействовать большой спектр мероприятий в разных видах деятельности дошкольников:
- Проведение праздников, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- Сюжетно – ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми основ толерантного взаимодействия;
- Подвижные игры разных народов мира;
- Игры – занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия через сказочные ситуации;
- Сочинение сказок детьми;
- Игры – драматизации, инсценировки сказок;
- Чтение сказок и пословиц демонстрируют богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию толерантных качеств: миролюбие, чувство дружбы, взаимопомощи, добрососедства.
- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, помогает ориентироваться в окружающем мире.
Одним из важнейших звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов, родителей, детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Педагог должен использовать различные формы работы:
- Родительские собрания;
- Консультации;
- Фотостенды;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Почта – доверия;
- Совместные праздники;
- Анкетирование;
Самое главное в воспитании основ толерантности у детей дошкольного возраста это создание толерантного пространства дошкольного учреждения, в котором ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищено и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Педагогический коллектив представляет собой модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о коллективе взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия. Поэтому в коллективе должна царить атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу. Подготовка воспитателя должна соответствовать целям и задачам толерантного воспитания. От его личного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность общения. Трудно представить, что не терпимый к другим педагог сможет воспитывать у ребенка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Воспитатель должен овладеть такими качествами, как:
- Общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия;
- Глубокое знание национальной культуры проявление ее в поведении;
- Освоение новых приемов работы;
- Психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
- Стремление к самоанализу и саморазвитию.
Таким образом, толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человека, условие гармоничных отношений в обществе. Именно с дошкольного возраста вся работа должна быть направлена на воспитание и развитие толерантности. Дошкольные учреждения призваны обеспечить базу развития ребенка нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Майфат М. А.
Детский сад № 33 «Алтын бесік»,
г. Караганда