Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети
«Завтра начинается сегодня»- это высказывание точно выражает сущность дошкольной педагогики и объясняет, почему вопрос воспитания национального самосознания доступен детям дошкольного возраста.
Современная образовательная ситуация в Казахстане требует внедрения в практику работы инновационных моделей. В связи с этим, проблема воспитания национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде, становится более чем актуальной. Что это, дань моде или практическая необходимость? Вывод очевиден. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур стало практически невозможным, когда переосмысливаются цели и задачи образования в целом, все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, социокультурная компетентность, национальное самосознание. Эти качества не передаются по наследству. В каждом поколении их необходимо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется их формирование, тем большую устойчивость они приобретают.
Классики психологии и педагогики доказывают: «До пяти лет ребенка учат, а после пяти уже переучивают».
Национальное самосознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Наш детский сад типовой, в нем семь групп. 6 с государственным языком воспитания и обучения, одна с углубленным изучением государственного языка.
В группах, начиная с 3 лет, два раза в неделю проводятся занятия по изучению английского языка. Детский сад посещают дети, разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированным национальным самосознанием.
В процентном отношении это выглядит так:
дети коренной национальности- 38%
дети русской национальности -56%
дети другой национальности — 6% (поляки, башкиры, татары, немцы)
Это разные культуры, традиции, обычаи, устои, что в свою очередь является идеальным условием воспитания в детях национального самосознания.
Для плодотворного воспитания и развития самосознания необходимо было свести все эти особенности к общей основе, т.е. гармонизация отношений на основе позитивного сотрудничества, детей, родителей и педагогического коллектива, с обязательным включением социума.
Безусловно, работа по воспитанию самосознания дошкольников чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения, и конкретно определенного срока выполнения.
Сегодня мы можем с гордостью сказать , что наш детский сад это поликультурная страна детства. Дети легко и просто могут поздороваться, посчитать на трех языках, рассказать о себе и своей игрушке, спеть песню, рассказать стихотворение, приветствовать природу, окружающих, просто поговорить. Конечно — дети это маленькие проказники , но, тем не менее у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей.
Да, это работа не одного дня. От доступности к нарастающей трудности , переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; от близкого, родного языка к полиязычию, от неосознанного восприятия к окружающей среды к национальному самосознанию, учитывая уровень актуального развития каждого ребенка —
это главный дидактический принцип которым мы руководствуемся в своей работе.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе народных традиций, национального самосознания в полиэтнической среде детского сада и окружающей действительности с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического и практического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей — с другой, В настоящее время все это находится лишь на стадии становления.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры, к культуре других народов, воспитание национального самосознания наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
«Папа, мама, я — Вселенная моя» . Именно так назвали мы свой первый проект, первый шаг в данной теме.
Цель проекта– разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных. Семейных традициях детей дошкольного возраста. Он был краткосрочный, но принес огромные результаты, и положительный опыт. Именно в семье дети узнали о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях семьи. Своими впечатлениями делились со сверстниками. С гордостью демонстрировали знания о своих предках, родном языке. Родители в свою очередь активное участие принимали в проводимых в детском саду тематических мероприятиях : «Вместе с папой- я герой», «Бабушкины посиделки», «Мисс Балауса», «Здравствуй , Масленница», «Наурыз- семейный праздник», «Папа, мама, я- театральная семья», где демонстрировалась полиэтническая среда семьи. Результат данного проекта-творческая выставка «Герб моей семьи».
Содержание работы часто меняется, постоянными остаются цели и задачи:
— гармоничная передача этнокультурного наследия, культурных и нравственных ценностей.
— воспитание культуры межнациональных отношений детей в многонациональном коллективе.
— воспитание национального самосознания в полиэтническом коллективе детского сада.
Для решения данных задач родилась новая долгосрочная проектная тема: «Здравствуй поселок- я твой житель».Работа планировалась по направлениям:
-история родного края
-культурное наследие
-архитектурно- скульптурный облик села.
Все эти направления решались на основе краеведческого материала , с учетом образовательной деятельности, национальных особенностей, воспитывающих гордость, уважение к особенностям родного края, своей малой Родины. Результатом работы стал выпуск фотохрестоматии : «Мой край родной — Мендыкара», которая объединила в себе теоретический и практический материал, позволяющий воспитывать у дошкольников национальное самосознание, понятие- я, гражданин своей Родины. Эпиграфом к фотохрестоматии стали строки стихотворения земляка- Мендыкаринца В.П. Вещикова «Родина».
— На пригорке крутом, на виду трех озер
Уместилось селенье родное
А названье ему дал задумчивый бор
И зовется оно- Боровое.
Образовательно- воспитательный процесс детского сада построен так, что в нем нет остановок, на каждом этапе решаются новые задачи, закрепляются полученные знания , особенно это касается вопросов нравственно- этических норм.
Эта работа строится на адекватных возрасту формах работы с детьми , основной формой является игра. Игровые моменты и ситуации включены во все виды деятельности. В процессе игры имеется возможность закладывать у детей основы воспитания национального самосознания в полиэтнической среде детского сада. Игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Ремесло казахов», «Что звучит?», «Составь узор», «Кто ,где живет?»,народные, подвижные, хороводные, игры- драматизации , позволяют глубже окунуться в обычаи народов живущих в нашей республике. Все эти игры, и обширный этноматериал вошли в электронное пособие «Сохраним наследие народов». В настоящее время пособие лицензировано и рекомендовано для использования воспитателями детских садов, миницентров. Данное пособие интересно и понятно вводит ребенка в этносистему двух рядом живущих народов – казахов и русских. Материал в пособии размещен так, что ребенок может сравнить орнамент, одежду, ремесла, жилища, двух народов, определить на слух какой инструмент звучит: домбра или балалайка и проверить свой выбор. Увидеть и услышать прекрасные звуки редких музыкальных инструментов: кобыз, шанкобыз, жалейка, дудочка. Послушать как играет целый оркестр казахских или русских народных инструментов. Не у всех детей есть возможность реального знакомства с данными темами. Виртуальное знакомство открывает перед детьми огромные возможности в плане приобретения этнокультурных ценностей.
С электронным пособием легко работать, дети с удовольствие сами выбирают себе тему на этнической поляне и занимаются с ней. Так происходит закрепление полученных знаний, совершенствуется умение дружеского общения.
На каждом возрастном этапе мы решаем новые задачи развития и воспитания национального самосознания у дошкольников, и роль взрослого гибко меняется: в одних случаях с обязательным участием взрослого «Народные традиции и промыслы Казахстана», «В гостях у Мики Мауса», «Веселая ярмарка». Эти и другие темы непосредственно знакомят детей с бытом и особенностями жизни людей разных национальностей .
В других- создаем специальную среду и ситуации для познавательной активности . «Жизнь и быт казахов кочевников», «Экскурсия к Дымковским мастерам»,
«Волшебница Кери»что позволяет глубже узнать об особенностях культуры разных этносов.
Создание условий для самостоятельной деятельности, когда дети в процессе свободного общения применяют в речи все знакомые слова на трех языках, пользуются в играх полученными знаниями. Отображают накопленные впечатления в творческих работах. Перевоплощаясь в гончаров, ремесленников, художников. Придумывая и драматизируя сказки, создавая коллажи, картины, работы из пластилина, глины и соленого теста, природного материала дети с гордостью демонстрируют свои способности и знания в области полиэтнической культуры.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностей и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций одновременно воспитывать в детях национальное самосознание в полиэтнической среде детского сада.
Подготовила воспитатель детского сада «Балауса» Мендыкаринского района
Мушталова Ивановна.Татьяна