Home » Баяндамалар » Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка

Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка

Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека. В современном мире меняется способ приобщения людей к культуре: идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

Поэтому внимание общественности значительной части стран Европы и США привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности». Этот феномен неадекватен традиционному представлению о неграмотности, как неумению писать и читать. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные — это «вторично неграмотные», то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, что не способен эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся обществе.

По мнению исследователей, не все функционально неграмотные люди могут быть отнесены к лицам, отторгнутым в обществе в профессиональном или экономическом смысле. Однако все они в той или иной степени ограничены в культурном развитии и оторваны от социального и интеллектуального общения.

Независимо от возраста, занимаемого экономического положения и жизненного опыта, функционально неграмотного человека можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и т.д. Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю и не тратит на это много времени, считая подобное занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности: библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвященных, книжные магазины также пугают слишком большим выбором книг, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению.

Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но также из дошкольного периода развития личности ребенка. Литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение — во многом благодаря принудительному характеру обучения. Огромную, если не решающую, роль здесь играют семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей. Уровень грамотности и культуры чтения детей и подростков в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в самых разных странах.

Заставить читать нельзя, но чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их пропагандировать – задача взрослых.

С чего начать работу по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи, в которой воспитываются дети. Семья — естественная культурная среда, которая содействует социализации ребенка, является хранительницей культурных традиций общества. Кроме того, семья – оптимальная среда эмоционального и нравственного формирования личности ребенка.

Взаимодействие библиотеки семейного чтения и семьи можно представить в виде двух уровней:

— совместная читательская деятельность членов семьи,

— совместная работа семьи и библиотеки по организации чтения и формирования читательской деятельности.

Первый уровень взаимодействия предполагает совместную деятельность родителей и детей. Рождение ребенка как читателя происходит в семье, поэтому выработать у него потребность в чтении невозможно без ее участия. Влияние библиотеки на формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста минимально. Можно выделить основные формы организации домашнего чтения: совместное чтение, обсуждение прочитанного, перечитывание, а так же использование игровых форм (лепка, рисование, сочинение сказок и стихов по мотивам прочитанного и т.д.) В семье складываются основные формы воздействия на ребенка-читателя. Но, в то же время, имеются и негативные тенденции, связанные с тем, что родители не всегда понимают значимость семейного чтения для личностного роста ребенка. Следовательно, семье при формировании ребенка-читателя требуется сотрудничество с другими социальными институтами.

Нужен второй уровень взаимодействия – совместная работа семьи и библиотеки по организации чтения и формированию читательской деятельности.

В настоящее время принято рассматривать библиотеку как информационный центр. Многие, идя по этому пути, забывают о том, что юные читатели – совершенно особая категория. В работе с ними главной задачей было, есть и будет формирование личности читателя, воспитание у него любви к книге, создание условий для возникновения и развития интереса к чтению, как уникальному виду деятельности и состоянию души.

Именно библиотеки должны открыть детям не только пользу, но и удовольствие, которое можно получить от чтения. Книги открывают новые миры. И библиотека играет роль стимулятора интереса к чтению у ребенка с самого раннего возраста, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Рассматривая принцип систематичности работы библиотеки с семьей с точки зрения возраста ребенка, нужно учитывать, что воздействие на ребенка-читателя должно быть планомерным на всех этапах его развития.

Назрела необходимость включить семью в круг проблем, которые волнуют и заботят библиотекарей: это организация семейного чтения, руководство чтением, культура чтения детей и т.д. Библиотеки семейного чтения, используя различные формы и методы работы, привлекают родителей к совместному чтению с детьми. В практику библиотеки должны войти такие мероприятия как «Дни родителей», «Дети. Книга. Мы»,  «Семейные дни в библиотеке», «Семейные праздники». Изучив потребности и запросы дошкольников, библиотекари должны готовить определенные подборки литературы.

Библиотека должна работать в тесном сотрудничестве со всеми учреждениями культуры – музыкальной и художественной школами, музеями и художественными галереями, кружками, клубами, спортивными секциями, советом ветеранов города, общественными организациями, школами и детскими садами, СМИ.

Деятельность библиотеки, направленная на организацию семейного чтения, всестороннюю поддержку семьи, должна сопровождаться широким спектром мероприятий по привлечению семьи в библиотеку. Это:

— комплектование библиотечного фонда литературой и периодическими изданиями по вопросам семьи и семейного воспитания, педагогике, психологии, в помощь организации досуга и семейного чтения;

— создание банка данных о семьях (ведется учет семей с детьми-дошкольниками),

— анкетирование читателей, членов семьи, с целью выявления читательских интересов, уровня психолого-педагогических знаний родителей;

— информирование родителей о новинках литературы психолого-педагогического направления по телефону, в индивидуальных и групповых беседах;

— оформление книжных выставок и тематических полок («Круг чтения вашего ребенка», «Чтобы ваш ребенок был умным с пеленок», «Самые первые книги»).

Разбудить эмоции ребенка, создать определенное настроение, наглядно представить прочитанное и углубить восприятие знакомого – таковы цели библиотеки при работе с детьми дошкольного возраста.

В школьном возрасте, наряду с семьей, на ребенка начинает влиять школа, ее образовательная деятельность. При этом особая роль в развитии читательских способностей принадлежит, всё-таки, библиотеке. Знать детскую литературу – это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому что правдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному психологическому пониманию, мотивированности тех или иных поступков, характеризующих героя книги и, следовательно, наличествующую в реальной жизни. В библиотеке должны проводиться мастер-классы, встречи со специалистами – например, кинологами, инспекторами ГИБДД, педиатрами, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также встречи с интересными людьми города и края – писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны.

Библиотека должна стать тем идеальным местом общения, куда можно приходить всей семьей, с друзьями, с классом, т.е. она должна соединить в себе три основных функции – педагогическую (центр работы с книгой), коммуникативную (центр общения), и информационную (центр информации о книгах).

Таким образом, систематическое воздействие на ребенка со стороны библиотеки и семьи на разных возрастных этапах способствует эффективному формированию его личности.

 

Наталья Есимтаева,

специалист отдела библиотечной работы

филиала АО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Костанайской области»

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.