Мақсаты:
Балаларды ұлттық сәндік-қолданбалы өнер арқылы салт-дәстүрмен таныстыру және өзін-өзі тану жолдарын қалыптастыру
Міндеттері:
Білімділік:
Балаларды текемет жасау технологиясын білу туралы ұғымына үйрету;
Қазақ ою-өрнек атауларын, олардың мәнін түсіндіру. Өтетін тақырып бойынша балаларды жаңа сөздермен таныстыру.
Дамытушылық:
Жаңа сөздер арқылы балалардың сөздік қорларын байыту;
Балалардың ауызша сөйлеу белсенділіктерін, байланыстырып сөйлеуге дағдыландыру.
Эстетикалық талғамдарының дамуын жүзеге асыру, симметриялық жүйені білу.
Тәрбиелік:
Қазақ халқының дәстүріне, сәндік-қолданбалы өнеріне қызығушылықтарын арттыру
Сабақтың барысы:
Дети сидят в юрте. Дети заняты: кто играет в асыки, кто-то качает колыбель
Девочки варят ужин, мальчик плетет косичку для плетки.
Заходит учитель, сообщает, что к ним едет гость.
Вдали слышен копыт лошади, скачет путник (гость), приближается к юрте.
Мұғалім:
— Балалар, менде сендерге жақсы жаңалық бар
— Бізге қонақ келеді. Қарсы алайық
Балалар:
— Құтты қонаққа — тәтті тамақ
— Қонақ келсе құт келер
— Көніл кең болса, үйдің тарлығы білінбес
— Қонақ қадірлі болса, қазан тез қайнайды
Қонақ: (бала)
— Кеш жарық!
— Ассалаумағалейкум! Здоровается со всеми мальчиками
— Ассалаумағалейкум!
Балалар:
— Сәлем бердік! Здороваются девочки
— Кел отыр, қонақ бол
-Төрге шық!
— Қалын қалай?
— Жақсы
Мұғалім:
— Балалар қонаққа дастархан жайындар, ас ұсынайық.
— Қолға су құйындар (Поливают гостю на руки)
Дети накрывают на стол и предлагают гостю поесть
— Бешбармақ же
— Күртпен сорпа іш
— Тамақ алып отыр
Гость и дети сидят за столом
Мұғалім:
- Енді қонақ кәде сұраймыз. Прошу гостя спеть песню.
Гость исполняет песню «Тұлпарым»
Благодарим гостя:
- Өркенін өссін, денсаулығын мықты болсың!
Мұғалім:
- Шайдың да кезегі келді
Дети угощают чаем, накрывают на стол
— Жұмсақ бауырсақ же
— Ыстық шай іш
— Қант же
— Дәмді май же
— Тәтті кәмпит же
— Талқан же
— Ас дәмді болсын!
— Рақмет!
Гость рассказывает что привело его в юрту.
- Ата-анама сыйлық керек, көмектесіндер
Мұғалім:
- Балалар біз қонаққа көмектесеміз.
Мұғалім:
Я загадаю вам загадку, а отгадкой будет помощь которую мы окажем гостю.
— Войлочный казахский ковёр с вваленным цветным узором
Задаю вопросы
За каждый правильный ответ, открывается одна буква
ТЕКЕМЕТ
-1. На какой Праздник готовят «көже»? /Наурыз/ — буква Т
- Из скольки компонентов готовят «көже»?/из семи/ — буква Е
- Как называется традиция, которую проводят когда ребёнок делает первые шаги?/«Тұсау кесу»/ — буква К
- Главное национальное блюдо, которое готовят на праздник или для гостей / «Бесбармақ» — тонкое тесто; мясо: конина или баранина/ — буква Е
- По какому случаю готовят очень тонкие лепёшки и как они называются? /«Ауыз ашар». «Шелпек» / — буква М
- Как называют подарок за добрую весть? /«Сүйінші»/ — буква Е
- Что такое альчики? /Асыки/ — буква Т
Отметить что цифра 7 в казахском языке священное число и именно в слове текемет тоже 7 букв
Расскажу вам легенду о шерсти.
Легенда о шерсти
Степь – это бескрайние просторы. В степи водятся множество опасных насекомых и пресмыкающихся. И с ними нужно человеку как-то справляться.
Было это давно. Люди кочевали по степи и пасли овец. Тогда еще не использовали ни войлок, ни ковры. Все было из шкур. Люди не замечали, что овцы, верно служат им, давая не только мясо и одежду, но и защищая от ядовитых насекомых, ведь там, где пасутся овцы, трудно было найти змею или скорпиона.
Случилось так что овцы заблудились, сбились с пути и долгое время не могли вернуться. И люди стали гибнуть, но не от голода (ведь они занимались охотой и с мясом проблем не было,), а от укусов ядовитых змей и скорпионов.
Однажды, старик кочевник, оглядев поредевшее племя, понял, что с этим надо делать. И он пошел искать овец. Долгое время старик искал овец, но нашел и вернул их людям.
Овцы вернулись и стали опять жить с людьми. Они научили людей валять войлок и ткать одежду из шерсти, для того чтоб полностью обезопасить свое жилище от ядовитых насекомых, которые все равно пробирались к ним из-под земли, так как уже не могли сделать это снаружи. (Ведь территория охранялась овечьими стадами.)
Люди стали валять ковры из овечьей шерсти и стелить их на пол жилища. С тех пор люди и овцы живут в согласии и мире.
Есть доля истины в этой легенде. Шерсть действительно отпугивает зло.
Мұғалім:
- Балалар дем алайық. Давайте отдохнем.
Музыкальная физминутка
«Менің қолым тамаша »
Приступаем к работе, показываем технологию изготовления текемета из войлока.
Дети садятся за рабочие места показывают и рассказывают что делают
Две девочки отбирают осенний настриг шерсти овцы, чистят его. Один ребенок распушивает шерсть на ческе, два мальчика сбивают шерсть палками-сабау, две девочки раскладывают тонким слоем шерсть на циновке из чия, распределяем орнаменты на текемете. Дети раскладывают и называют орнаменты на казахском языке и говорят что он обозначает
Жёлтый цвет означал солнце — күнкөзі
Белый – небо, облака — аспан
Красный – мудрость — дана
Зелёный цвет – землю, траву — жер, шөп
Табиғаттың бояуы — природные краски.
Учитель подходит к детям и спрашивает, чем они занимаются:
— Варя, сен не істеп отырсың?
— Жүнді тазартамын
— Жүн таза болады
Учитель подходит к мальчикам
— Сендер не істеп отырсыңдар?
— Жүнді сабаймын
— Таяқпен сабаймын
— Сабина, не істеп отырсын?
— Жүнді тараймын
— Жүн жұмсақ болады
— Жүнді жайямын
— Ыстық су құямын
— Жіппен байлаймын
Определяют как будут располагать орнаменты на текемете вверху, внизу, слева, справа, в центре. (үстіне, астына, оңға, солға, ортаға)
Шерсть заливают горячей водой, затем несколько человек заворачивают чий рулоном. Один человек тянет рулон вперед, а другие, следуя за ним, пинают ногами, время от времени поливая его горячей водой. Когда войлок почти готов, его вынимают из чия и начинают бить предплечьями рук, садясь в ряд. Убедившись в готовности, отряхивают и сушат на солнце.
И в старину, и в наши дни работа над текеметом сопровождается пением и шутками. Существует поверье, что от этого ковры становятся теплее.
Дети в ходе работы исполняют песню
Алма ағаштың гүліндей-ау,
Текеметтің түріндей-ау.
Өтіп дәурен бара жатыр,
Сіз бен бізге білінбей-ау.
Последний этап работы карпу-подбрасывание вверх (для лучшего закрепления)
Пословица: «Текеметтің төрінде төзсың, қарала киізің бала шағаның табаныңда тесілсің.»
Готовый текемет показываем и дарим гостю
Мұғалім: У казахского народа шашу обозначает радость, достаток, счастье и хотя наша встреча подходит к концу, завершить мы ее хотим этим добрым национальным обрядом.
Звучит национальная музыка, совершается обряд.
Мұғалім: Пусть каждый из вас возьмет частицу и счастье, пусть вам всегда сопутствует успех в делах. Помните и соблюдайте традиции отцов. Ведь жизнь деда, пример отца – это наука сыну. Сау болыңыз. До свидания.
Қостанай облысы
Рудный қ. әкімдігінің №6 балабақшасының
қазақ тілі пәнінің мұғалімі Муржакупова З.К.