Home » Бастауыш » Развитие творческой самостоятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность

Развитие творческой самостоятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность

                                            Обобщение опыта работы

 

«Обществу нужны творческие люди.

Творчество — норма детского развития.

Именно творчество оживляет познавательный процесс,

активизирует познающую личность и формирует ее»

Л. Н. Богоявленская.

    Начальная школа является фундаментом общего и специального образования. Именно в этот период начинается формирование личности, характера, способов мышления и деятельности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Особенностью обучения в развивающей системе  является интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск, который включает детей в решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация помогает проявиться внутреннему миру ребёнка, миру мыслей и чувств. Начиная с 1 класса, учащиеся постепенно приходят к мысли о необходимости самосовершенствования, что проявляется в адекватной положительной самооценке младшего школьника, повышении самостоятельности суждений и оценок, развитии интеллектуальной сферы и стремлению к сотрудничеству.

Содержание образования  ориентирует на формирование у учащихся широкой картины мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя. В процессе обучения дети сами открывают знания, а это уже ступень к творчеству.

Творческая самостоятельность предполагает, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Развитие творческой самостоятельности лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.

Исследовательская работа проводится как на уроках базисного цикла (познание мира, художественный труд, математика, литература, русский язык), так и на уроках дополнительного образования.

Чаще всего работа строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков:
— организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
— совместная выработка решений;
— разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.
Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

Изучение педагогических инноваций показывает, что стремление обучаемых понять окружающий мир требует от учащегося умения находить способы объяснения наблюдаемого процесса, явления, систематизировать его свойства, изучать возникающие ассоциативные связи. Стремление к приобретению нового опыта приводит к овладению учащимися приемами самостоятельного исследования, к поиску альтернативных средств и способов решения проблемы. Потребность в самоутверждении — достижению поставленной цели  во что бы то ни стало. Стремление к самоорганизации ведет к активности, инициативности в процессе исследования, к способности к напряженному творческому труду.

Исследовательская деятельность учащихся вызвана познавательными мотивами и направлена на разрешение познавательных проблем, на создание качественно новых ценностей, важных для формирования качеств личности учащегося: самостоятельности, самонаблюдения, творческой активности, творческой индивидуальности. Ее ведущей характеристикой является творческая активность, которая проявляется в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, к другим людям, к самому себе.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как специфический вид деятельности, имеет огромные возможности для самореализации и творческого роста учащегося, является надежным способом развития творческой самостоятельности, независимости мышления и повышения мотивации учащихся к самообразованию.

Проводя учебные исследования, учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:

— умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
— умение наблюдать, работать с научной литературой;
— умение проводить эксперименты;
— умение давать определения и понятия;
— умение делать сравнения и выводы.
Готовясь к школьной научно – практической конференции, ребята проводят индивидуальные исследования по теме, которую выбирают сами. Я стараюсь помочь каждому ученику правильно ее выбрать. Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей. При ее выборе следует учитывать сочетание желаний, интереса и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, интерес и жизненный опыт ребенка. Работая по выбранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты, которые помогают доказать свою точку зрения в том случае, если возникают противоречия.
Эта деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, оценивание конструкторских решений, способов и качества выполненных работ у ребят расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, что способствует их умственному развитию, умению творчески подходить к решению поставленной задачи. Чтобы представить результаты учебного исследования на научно – практической конференции, учащимся нужно:
— структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
— дать определения основным понятиям;
— отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.
В этом я оказываю детям консультативную помощь, но право выбора остается за ребенком. Чаще всего к этой работе подключаются и родители.

К своему выступлению дети делают рисунки, таблицы, графики, чертежи, доказывая и себе, и окружающим свою точку зрения.

Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята не теряются и отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией. Теплый прием своих товарищей вселяет в них уверенность и желание провести новое исследование. Ведь ничто так не окрыляет ребенка, не укрепляет веру в себя, как удача. Дети убеждаются в том, что экспериментов бояться не надо, наоборот, только они могут развеять возникшие сомнения.

Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно) дает возможность решать учебную задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность. В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и организационные.

Обновленная программа  нацелена на развитие логического мышления, на интеллектуальное развитие учащихся. Поэтому очень важно, чтобы дети прошли этот нелёгкий путь, прежде всего без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя и свои силы. А это возможно только при личностно – ориентированном подходе в обучении и воспитании учащихся. Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребёнок учится. Это задача личностно – ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов.

Е.В. Бортникова,

КГУ «Средняя общеобразовательная

школа-комплекс эстетического воспитания №8»,

г. Петропавловск

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.