Home » Бес сауал » Обсуждаем первые итоги внедрения обновленного содержания образования

Обсуждаем первые итоги внедрения обновленного содержания образования

  2016-2017 учебный год окончен. Год, ознаменовавший внедрение в Казахстане обновленного Государственного общеобязательного стандарта начального образования. Пришло время анализировать первые результаты внедрения.

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области выбрал для обсуждения работу в он-лайн режиме. Было проведено 2 мероприятия республиканского уровня: 20 апреля – дискуссионная площадка «Первые шаги обновления школы: точки роста», 26 мая – научно-методический семинар «Обновление содержания среднего образования: первые итоги».

В работе семинаров приняли участие тренера по обновленному содержанию образования, учителя начальных классов, учителя музыки, казахского, русского, английского языков, работающие в 1 классах, заместители директоров организаций образования, школьные координаторы по критериальному оцениванию, методисты городских и районных отделов образования из г.Астаны, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Мангыстауской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Карагандинской областей.

В первую очередь, нас интересовало, как проработали учебный год педагоги: с какими трудностями столкнулись, как их устраняли, нуждаются ли в поддержке. В связи с этим, в рамках работы республиканской дискуссионной площадки по обновленному содержанию образования – с 27 марта по 20 апреля – был проведен опрос учителей, работающих по программам обновленного содержания. На вопросы анкеты дали ответ 322 учителя.

Они отметили, что наибольшей проблемой для них является обеспечение трехъязычия. 43% педагогов определили ее в качестве основной. Далее по убывающей: для 30% – организация групповой/парной работы, 27% – проведение суммативного оценивания, 26% – подготовка к уроку, 25% – недостаточное количество учебников, рабочих тетрадей.

47% учителей тратят на подготовку к урокам 1 час, 19% – более 2 часов.

Только 14% опрошенных не нуждаются в методической поддержке.

Подавляющее большинство педагогов – 82% – решают возникающие проблемы с коллегами, работающими с ними на параллели или в соседней школе, 20% – обращаются на портал «Системно-методический комплекс» (smk.edu.kz.).

Также, по мнению 51% учителей, оказывать методическую поддержку в условиях обновления содержания среднего образования должны, прежде всего, администрация школы и методические объединения. Треть опрошенных ждет помощи от филиалов «Өрлеу». Основной формой оказания методической поддержки учителя называют он-лайн консультации, форум.

Полученные данные подтвердили, что учителя ждут методической помощи и поддержки в реализации идей обновления. От качества и своевременности сопровождения зависит уверенность учителя в решении новых профессиональных задач. Сопровождение педагога после окончания курсов может не только предоставлять возможности для решения проблем, но и выполнять пропедевтическую функцию.

Наиболее значимым для учителей остается вопрос критериального оценивания, т.к. именно сфера оценивания подверглась значительным изменениям в процессе обновления. Учителя активно делятся опытом организации формативного оценивания и задают вопросы по проведению суммативного оценивания. Практика работы педагогов показывает, что несмотря на тщательное описание процедуры суммативного оценивания, остаются «белые пятна». Например, учителя спрашивают, если ребенок несколько раз исправляет свою работу на суммативном оценивании, но в итоге выбирает правильный ответ, считается ли это ошибкой?

Способом решения возникающих вопросов является постоянный диалог учителей со школьными координаторами по критериальному оцениванию.

Само планирование урока в контексте обновления содержания образования тоже является предметом дискуссии. Учителей интересует опыт коллег в организации активного обучения, проведении исследований детьми. В образовании накоплен значительный массив методов и приемов, предназначенных для создания условий для самостоятельного, инициативного и творческого освоения учебного материала в процессе познавательной деятельности. Но особенности начальной школы требуют их переосмысления и воплощения уже в новом формате, пригодном для школьников, еще не достаточно владеющих навыками чтения и письма, совместной работы и учения без ведущей роли учителя.

Функционирование форумов и дискуссионных площадок, сетевых сообществ и порталов – средство оперативной помощи коллег друг другу, решения каких-либо профессиональных затруднений. Открытость к общению, творческому диалогу, распространение лучшего опыта позволяют учителям быть советчиками друг друга и взаимно выигрывать, обогащая другого и обогащаясь самому.

Актуальные для обсуждения темы – это и в какой-то степени болевые точки, то, что по-прежнему требует участия тренера, консультанта, помощника. Если учителя осознали значимость перемен в образовании, приняли замысел обновления, то в реальном воплощении части идей им еще нужна помощь. Особенно, в планировании урока, осуществлении дифференциации, формативном оценивании, организации активного вовлечения учащихся в деятельность. Ввиду этого, в 2017 году перечисленные вопросы на курсах повышения квалификации в рамках обновления содержания образования и посткурсовых мероприятиях – территория особого внимания.

Итоги дискуссионной площадки и семинара и других подобных мероприятий могут помочь в выработке направлений и содержания посткурсовой работы, а также в оказании адресной поддержки учителю, работающему в рамках обновления содержания среднего образования.

И филиалы АО «НЦПК «Өрлеу» готовы к этой работе!

 

Кушнир М.П.,

филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области

г.Караганда

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.