Home » Жаңалықтар » МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

14Сапанова Гульнар Амангельдыновна
начальник отдела мониторинга и анализа
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области»

     Система повышения квалификации педагогических кадров является сегодня основным источником получения педагогами и управленцами непрерывного образования, основой формирования профессиональных компетенций, именно поэтому эта система несет ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам.

Происходящие в системе повышения квалификации педагогов инновационные изменения отражаются на содержании курсовой подготовки, используемых форм и методов, технологий обучения.

Вместе с тем, немаловажную роль в реализации инновационных образовательных технологий в системе повышения квалификации должна занимать система управления и контроля качеством образовательных услуг.

Данную роль может взять на себя система мониторинга, как инновационная технология, позволяющая выполнять констатирующую, корректирующую и прогностическую функции в управлении качеством.

Мониторинг – основополагающий механизм управления качеством образования. Отличительная черта – достоверная информация о соответствии фактического результата его ожиданиям. Обратная связь мониторинга – сущностный аспект управления. На ее основе меняется отношение к результату, пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей. Эффективность мониторинга обеспечивается требованиями, которым должна удовлетворять информация: это ее полнота, адекватность, достоверность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.

Соответственно одной из основных задач, стоящих перед руководителями управления и отделов образования, перед руководителями школ стоит – проводить действенный  мониторинг качества внедрения новых подходов учителями в образовательный процесс учебных заведений, что обязательно должно отразиться на качестве обучения учащихся, на уровне освоения ими знаний.

Качество курсовой подготовки включает соответствие характеристик курсов повышения квалификации требованиям участников образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Поэтому целью мониторинга в Костанайском филиале АО «НЦПК «Өрлеу» является оценка качества образовательных услуг, направленных на развитие профессиональных компетентностей педагогических работников организаций образования Костанайской области.

Структурными элементами качества курсовой подготовки выделяем:

а) качество организации образовательной среды (совокупность информационного, технического, кадрового, учебно-методического   обеспечения);

б) процессуальный компонент (содержательный аспект курсов повышения квалификации;   формы,   методы,   технологии   курсовой   подготовки; уровень работы   преподавателей);

в) результирующий компонент (достижение поставленных целей, овладение новыми способами мышления и деятельности, повышение профессиональной компетентности).

Очевидно, что все названные объекты измерения качества в системе повышения квалификации могут быть исследованы лишь при использовании технологии мониторинга, как средства отслеживания и управления всеми параметрами качества повышения квалификации.

Каждый из названных компонентов отражён в направлениях  мониторинговой деятельности филиала. Так как основной целью мониторинга является не только фиксирование результатов наблюдения, но и получение информации для принятия определённых управленческих решений с целью коррекции результатов и  предупреждающих действий. Поэтому мы при выборе  параметров и критериев оценки руководствовались тем, что они должны отражать именно те компоненты курсовой подготовки, которыми реально можно управлять в рамках института. Реализация данного подхода позволяет совершенствовать деятельность по повышению качества курсовой подготовки.

Технология организации мониторингового исследования качества курсов повышения квалификации в филиале предполагает уже на начальном этапе курсовой подготовки, знакомство слушателей с электронной системой диагностического инструментария, который включает в себя анкеты («входные» и «выходные»), анкеты работы лекторов, тестовые задания для определения уровня имеющихся и приобретенных знаний и навыков слушателями на курсах повышения квалификации.

В рамках учебной деятельности кафедр филиала по организации курсов повышения квалификации кураторы курсов разрабатывают уровневую систему защиты проектов слушателями по различной тематике, завершающей формой которой является проведение круглого стола или конференции с участием руководства филиала, приглашенных специалистов и других преподавателей кафедры, где озвучиваются результаты оценивания. Кроме того по окончании курса каждому слушателю вместе с сертификатом выдается приложение к сертификату с результатами итогового контрольного оценивания знаний слушателей.

Реализация данной системы предполагает вовлеченность в мониторинг всех участников образовательного процесса повышения квалификации:

– педагогов-слушателей курсов,

– кураторов  курсов,

– преподавателей курсов,

– администрации института;

– учебно-вспомогательный персонал (специалистов отделов), что создает возможности для эффективного управления качеством курсовой подготовки педагогов.

Наряду с общепринятыми функциями, такими как: диагностическая, корректирующая, мониторинг выполняет еще и прогностическую (накопление   информации, позволяющей выстраивать прогнозы на организацию последующей  работы, а так же последствий и эффектов от реализации программ повышения квалификации).

По результатам мониторинговых исследований создаются информационные базы данных (рис.1).

Рис.1. Информационные базы данных

Обработка и анализ, которых отражают динамику и тенденции развития повышения квалификации педагогических кадров в области (таблица 1).

Таблица 1. Результаты мониторинга краткосрочных курсов повышения квалификации за 9 месяцев 2016 года

периодыКоличество группКоличество слушателейИтоговый

Рейтинг

качества курсов

Итоговый Рейтинг

ППС

Рейтинг

кафедр (общий)

Рейтинг

приглашенных лекторов

Рейтинг

ресурсн. Обеспечения

1 полугодие143449,979,979,979,969,98
3 кв4809,969,969,959,959,96

Итоговая оценка качества курсов включает в себя итоговую оценку по ресурсному обеспечению, за работу преподавателей кафедр филиала, удовлетворенность курсами и результаты итогового контроля знаний слушателей. В результате средний балл за 9 месяцев 2016 г. по оценке деятельности преподавателей кафедр филиала составил 9,97 баллов.

В целом по итогам 9 месяцев 2016 года удовлетворенность слушателей качеством проведения курсов ПК является высокой, тем самым отражает итоговый средний балл качества курсов – 9,96 из 10-ти максимальных (для сравнения, по итогам 2015 года средний балл качества курсов ПК составил 9,92).

Таким образом, реализация данной системы мониторинга, информация, получаемая в ходе мониторинга, помогает анализировать, выявлять достигнутые результаты и проблемные аспекты курсовой подготовки, определять сильные и слабые стороны образовательного процесса, что является основой для принятия эффективных управленческих решений, планирования, организации и коррекции процесса курсов повышения квалификации педагогов области, что непосредственно влияет на качество образования в целом.

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.